Больше рецензий

Черных Оля (Stupid_Doll)

Эксперт

Рисующая писательница Оля Черных

15 февраля 2023 г. 18:33

458

5 Кружевные предложения, игра слов и отсылки к Кафке

Я уже около десяти летподступаюсь к произведению культового французского писателя Жоржа Перека «Человек,который спит», но созрела только сейчас. Года два назад искала бумажныйвариант, чтобы выделять цитаты и перечитывать (знала, что это сильная вещь), ноне нашла и в итоге распечатала на листах А4. Наконец уволилась, освободив времядля писательства и медленного чтения, и сама превратилась в человека, которыйспит.

«Ты смотришь на потолок и обнаруживаешь трещины, шелушащуюсяштукатурку, пятна, неровности. Тебе не хочется никого видеть, ни с кемговорить, не хочется ни думать, ни выходить, ни двигаться. В какой-то день,подобный этому, чуть позже, чуть раньше, ты без удивления обнаруживаешь, чточто-то не так; что, честно говоря, ты не умеешь и никогда не научишься жить».

Произведение представляет собойхронику отторжения внешнего мира и погружения в полное отрешение главногогероя, у которого нет имени, только локации — его комната и Париж. Менязатянуло повествование от второго лица. Приём редко используется в текстах, нов умелых писательских руках — это магия. Я поймала настроение персонажа, прошлас ним путь одиночества и поиска несуществующих ответов.

«Ты можешь выходить на улицу и сбивать шляпы с прохожих, посыпатьголову пеплом, ходить босиком, публиковать манифесты, стрелять из револьвера втиранов, всё тщетно: тебе уже постелили в спальне сумасшедшего дома, тебе уженакрыли за столом проклятых поэтов».

На момент прочтения текста ятретью неделю сижу дома, практически из него не выходя. Зарываюсь в творчество,своё и чужое, и говорю «нет» нормальной жизни, где принято двигаться вверх покарьерной лестнице, воспитывать детей, играть кучу социальных ролей и делатьвид, что живёшь.

«Как лягушка, ты будешь взбираться, с прута на прут, по решёткесобственного успеха».

Я много читаю и много пишу. Многодумаю и рефлексирую. В этом есть своя прелесть, в этом есть и подвох...

«Ты совсем не выходишь из дому ипочти не выходишь из своей комнаты. Целый день ты читаешь вслух, водя пальцемпо строчке, как делают дети и старики, до тех пор, пока слова не теряют свойсмысл, пока самая простая фраза не становится несуразной, сумбурной».

За несколько недель,проведённых дома, в статусе безработной писательницы, я попала в безвременье,где внешний мир теряет значение, а волнует только внутренний.

«Ты — один, и поскольку ты один, тебе не следует смотреть на часы, тебене следует считать минуты [...] Ты не задерживаешь проходящее время, и оностирает из памяти лица, телефонные номера, адреса, улыбки, голоса».

В произведении описывается растительнаяжизнь, безразличное существование, но я пока не дошла до этой стадии, потомучто у меня есть цель. Мне интересен мир. Мне интересны люди. Мне интересна ясама. Этот текст вдохновляет на нужные и важные размышления о принятии себя, опринятии мира, о принятии жизни в целом (её течении и конечности).

«Отныне ты — анонимный властелин мира, тот, против кого историябессильна, тот, кто уже не чувствует, как идёт дождь, кто уже не видит, какнаступает ночь».

К финалу персонаж словновыходит к свету, протягивает руки к солнцу, осознаёт что-то, благодаря чемуникогда не будет прежним. Каждый читатель найдёт свой символ в произведении итоже трансформируется.

«Какое чудесное изобретение — человек! Он может дышать на свои руки,чтобы их согреть, и дуть на суп, чтобы его остудить. Он может бережно, если нечувствует сильного отвращения, ухватить большим и указательным пальцем любоежесткокрылое насекомое. Он может выращивать растения и получать из них пищу,одежду, наркотические средства и даже духи, которые будут перебивать его неприятныйзапах. Он может отливать металлы и делать из них кастрюли (что не под силуобезьяне)».

Вязкий текст Жоржа Перека —пытка для нетерпеливого читателя, привыкшего к скорому развитию действий.Кружевные предложения, игра слов, отсылки к Кафке для меня — любовь. Я утонулав «Человеке, которые спит» и вынырнула, забрав себе в коллекцию множество цитат.

«Ты ничему не научился и понял лишь то, что одиночество и безразличиеничему не учат: это было обманом, чарующей и увлекающей в ловушку иллюзией».

Понравилась мысль, что времяследит за всем, время знает на всё ответы и, несмотря на человека, продолжаеттечь. Напрашивается параллель со строчками из песни группы «Химера»: «Водадолжна течь сквозь пальцы вселенной, вода должна течь через тебя и меня».

«Ты мог делать вид, что забыл о времени, ты мог бродить ночью, спатьднём. Ты так никогда и не сумел обмануть его по-настоящему».

Мы не анонимные властелины миры.Мы все ждем, когда закончится дождь.

o-r.jpgo-r.jpg


Источник