Больше рецензий

22 января 2023 г. 23:09

98

5

Шикарнейшая книга от одного из лучших авторов.
Итак, поехали.

1660 год. В Англии коронован Карл 2. Уже раскопана могила Кромвеля для проведения посмертных репрессий и смертной казни через повешение в Тайберне, но сама казнь покойника еще не проведена, она состоится 30 января 1661 года. В отношении живых также проводятся репрессии (в реальности Мильтон и в тюрьме успел посидеть, правда, недолго).

В Новой Англии все как обычно. Господа пуритане, прибывшие сорок лет назад на "Мэйфлауэре" и их дети-внуки потихоньку обживаются, дурят индейцев и друг друга. Считают себя святыми, а всех остальных - язычниками, подлежащими... впрочем, все есть в книге.

Мильтон - уже вполне себе "великий и ужасный", однако еще не создавший ни "Потерянного", ни "Возвращенного" рая. Автор ряда памфлетов, политический эмигрант и уже восемь лет как полностью слепой.
Саму книгу нельзя отнести к строго определенному жанру. Это история о том, что могло бы произойти, но так и не произошло. Показанная с точки зрения нескольких лиц. В одной главе - обычный современный роман на заданную тему, в другой - проповедь от Мильтона, в третьей - путевой дневник (сегодня великий опять мучился морской болезнью).

В книге есть Джон Мильтон ("Его Величество, как я его иногда называю... только не всегда ведется"(с) - слуга Гусперо), плутоватый слуга Гусперо ("этот полоумный малый под боком"(с) - Джон Мильтон), есть покупка будущего Манхэттена за бусы и бутылку водки... пардон, покупка семи квадратных миль земли за семь одеял, пару самодельных молотков и отрез ткани, по поводу которого долго совещались. Есть реакция Его Величества Мильтона на говорящего индейца ("Оно говорящее! Неразумное существо пользуется английской речью!"), на то, что кто-то жил среди индейцев ("- Ой, вы так интересно рассказываете, как будто сами все это видели! - Так я долго жил среди индейцев. - До свиданья. Гусперо, ко мне!"), на само существование индейцев ("Да там сплошная пустыня, никого, кроме дикарей"). Есть теория происхождения индейцев от одичавших евреев или скифов. Есть реакция индейца на весь происходящий бардак ("Понаехали тут, с земли нашей гонят"). А также благочестивые пуританские диспуты о необходимости сожжения ведьм, описание Бедлама ("уютное место в окружении полей, многие приезжают отдохнуть"), возвращение падшей женщины "в родную для нее стихию богини Венеры" (притопили в ближайшем водоеме).

Такие моменты, разбросанные по всему тексту, и создают общий шарм. Во второй части таких моментов меньше. Мильтон, по мнению слуги, сходит с ума, становится более требовательным, агрессивным и затевает религиозную войну. Или же становится нормальным пуританином (бо прочие не изменились, даже бывшие однокурсники Мильтона).

Книга, конечно, не для всех. Как и сочинения самого Мильтона или, например, книга Брэдфорда о том самом поселении в Плимуте. Но в целом - отличный эксперимент отличного автора, на счету которого и довольно много вполне традиционных биографий.