Больше рецензий

Count_in_Law

Эксперт

А мы тут плюшками балуемся...

19 января 2023 г. 07:04

1K

5

Больше нет нейтральных сеттингов. Есть только шкала времени.

Еще со времен первой вышедшей у нас книги Салли Руни поняла, что её романы - это не про сюжет, а про настроение и мироощущение.
Если оно у читателя совпадает с героями, то и текст залетает прямо в сердце, никакие его особенности (вроде отсутствия нормального оформления диалогов и нарочитой простоты изложения) уже не испугают. А если нет - пиши пропало, лучше пройти мимо, иначе все вокруг, включая автора и его восторженных почитателей, покажутся полными идиотами.

Мне вот залетает, ощущаю родство мыслей и тревог.
Более того, "Прекрасный мир" залетел куда быстрее и ярче, чем выпущенные у нас вторыми "Разговоры с друзьями".
И пусть это говорит обо мне чуть больше, чем хотелось бы, но этот роман выглядит идеальным отображением очень знакомого мне беспокойства докоронавирусной эпохи - когда вроде бы всё неплохо, проблем особых нет, но всё как-то не так и не то, где-то в глубине подспудно зреет тоска и неуверенность относительно судеб мира, а потом наступает 2020 год, следует одно, а затем и другое, и тут-то ты и понимаешь, что вот он, тот самый трындец, медленное накатывание которого ощущалось уже тогда, но в полную силу разлохматилось только сейчас, и на самом деле всё тлен, а прошлые твои тревоги - сущее баловство, и спасение тут только одно - именно то, к которому приходят в итоге и герои Руни.

Конечно, с точки зрения сегодняшнего дня рассуждения персонажей об экологии, искусстве и прочих приметах тотального кризиса выглядят немного наивно и чуть ли не неуместно.
Но за то чувство абсолютного узнавания - да! да, я тоже была такой простодушной, эстетствующей, балующейся интеллектуальностью дурочкой! - которое дает книга, я готова простить что угодно.
Как и за точность формулировок, хотя бы этой: "И мы настолько сильно ненавидим людей за ошибки, гораздо сильнее, чем любим их за сделанное добро, что самый простой способ жить сегодня - это ничего не делать, помалкивать и никого не любить".

Так что там с сюжетом?
Ничего толком, как и всегда у Руни.
Знаменитая писательница Элис после нервного срыва переезжает в ирландскую глубинку, где знакомится с представителем условного рабочего класса - сборщиком заказов Феликсом, после чего они медленно нащупывают путь к по-настоящему близким отношениям.
Подруга Элис, Айлин, мается скукой в дублинском издательстве и пытается разобраться в своих как-то уж слишком перекрученных отношениях с другом детства, Саймоном.

Всем четверым около 30-ти. Все четверо много говорят, пишут, бродят мыслью и телом и точно слишком много заморачиваются.
Глава от имени Элис, её электронное письмо Айлин с очередными теориями об упадке бронзового века, глава от имени Айлин, еще одно электронное послание, на этот раз с поменявшимися местами адресатом и отправителем - и дальше по кругу, со всеми разговорами с друзьями, нормальными людьми, недопрекрасными мирами, бормочущими речитативами, перепиской в мессенджерах, неловким сексом, культурно-информационными потоками, бесконечными самообманами и в то же время регистрацией собственных ощущений с какой-то маниакальной, клинической строгостью.

Примерно то же самое, что раньше у Руни, но снова отозвалось. И даже с меньшим, чем в прошлый раз, ощущением вторичности.
Возможно, благодаря надежде всё же понять, как жить и зачем, которая, как выясняется, порой просыпается даже в самых отчаянно страдающих миллениалах.

И я хочу этого - доказать, что самое обычное человеческое дело - это не насилие или погоня за деньгами, но любовь и забота. Интересно, кому я собралась это доказывать? Наверное, самой себе.

Приятного вам шелеста страниц!