Больше рецензий

13 января 2023 г. 14:09

369

4

В моем случае, книга эта – сборник, включающий, кроме заглавного трактата по педагогике еще и заметки «Воспитательные моменты» о наблюдении за поведением детей в детском саду и классе, а также Дневниковые записи 1942 года, письма и документы.

Не могу сказать, что это прям полезное и обязательное чтение, сам автор пишет, что его задачей было не дать конкретные инструкции и советы по воспитанию и уходу за детьми, а скорее заставить задуматься, так сказать включить родительскую интуицию.

Некоторые мысли не новы, но полезны, например, о том, чтобы не путать понятия «хороший ребенок» и «удобный ребёнок», ведь если ребенок ведет себя не так, как тебе хотелось бы, это не делает его автоматически плохим, верно? Кроме того, за что Корчаку особое спасибо, он систематически раз за разом, повторяет очень важную мысль: все индивидуально, нет и не может быть единой «инструкции по эксплуатации ребенка», в каждом новорожденном «воплощена некая четко определенная индивидуальность, складывающаяся из врожденного темперамента, силы, интеллекта,самочувствия, жизненных впечатлений», все младенцы разные, прислушивайтесь к своему.

Всему свое время. Не нужно ждать первого слова младенца, не нужно подгонять его и переживать, что что-то идет не так. Корчак пишет: «речь– это показатель развития ребенка, но он не является ни единственным, ни самым важным. Нетерпеливое ожидание первого слова – это ошибка, доказательство воспитательной незрелости родителей. <...>. Языком мимики он говорит,языком образов и добросовестных воспоминаний – мыслит. <...>. Он понимает язык не слов, а мимики и интонаций». И то, что ребенок, например, еще не заговорил, совсем не означает, что он отстаёт в развитии.

Нужно давать ребенку свободу жить здесь и сейчас. Пусть он ударяется о твердые края мебели, пусть сталкивается с жестокой реальность, он должен получить свой собственный опыт и только он, будет для него ценным. Оберегайте свое дитя, но не усердствуйте в этом.

Корчак дает советы по общению с детьми, объясняет почему к году ребенок может неожиданно «разучиться» делать что-то, что уже умел и навык этот казался постоянным приобретением, дает понять, что не нужно вмешиваться в общение детей между собой и почему, учит,как сделать так, чтобы ребенок говорил тебе правду.

Не ошибусь, если скажу, что он одним из первых заговорил о понятии детского кризиса, еще до того, как в педагогике появилось само это понятие: «Двухлетняя работа в доме сирот, скорее наблюдения за детьми, а не их изучение, позволили мне установить, что все то,что известно под названием "неуравновешенность переходного возраста",ребенок переживает несколько раз в жизни в менее яркой форме, как маленькие вешки развития. Это такие же критические моменты развития, только не так лезущие в глаза, а потому пока наука их не заметила».

Книга Януша Корчака позволяет успокоиться и немного отпустить ситуацию, особенно, когда ты скрупулезно изучаешь тонны информации по новорождённым в сжатые сроки, она дает возможность притормозить и выдохнуть.

А еще, конкретно это издание,дает возможность познакомиться с Янушом Корчаком как человеком, а не только врачом и педагогом. Некоторые его дневниковые записи особым образом преломляются, сталкиваясь со знаем обстоятельств его смерти:

«Я хотел бы умереть в сознании и сознательно. Я не знаю, что сказал бы детям на прощание. Я хотел бы сказать так много и так, чтобы у них была полная свобода в выборе пути».

Для тех, кто, возможно, не в курсе, свою смерть Януш Корчак встретил в газовой камере, куда вошел вместе со своими воспитанниками.

Комментарии


Замечательный отзыв, с большим удовольствием прочитала. Спасибо!