Больше рецензий

10 января 2023 г. 08:59

847

4 А нам на время плевать. Мы временем не болеем

Будущее. 2350-й год. Человечество победило смерть. Гип-гип, ура! Костлявая, щурясь побитой собакой, уползает подыхать в тёмную нору. Нет больше старости, нет морщин, трясущихся мослов, седых волос и пустых беззубых ртов. Зато есть перенаселение, квартирки два на два метра, загаженные вода и воздух и постоянный призрак голода. Потому что сто двадцать миллиардов голодных ртов теснятся в одной только Европе! Бессмертные, как боги. Но от этого хотящие есть ничуть не меньше простых смертных.

Но все попытки обмануть природу и скрывающиеся в нас животные инстинкты терпят крах. И в этом душном человейнике, наперекор всем запретам, продолжают рождаться дети. Закон к нарушителям суров: принудительный выход из райского поезда на полном ходу. Один укол акселератора — и родитель лишнего в этом мире ребёнка списывается из пантеона богов и за десять лет сгорает до дряхлого старика. За выполнением закона следят Бессмертные — особая полиция на страже вечно юного государства. Ян Нахтигаль Два Тэ один из таких живодёров в маске греческого божества.

Редко главный герой кажется таким отвратительным, скажу я вам. Обозлённый, циничный, колкий и желчный кирпич. Глухой к эмоциям, агрессивный и эгоистичный. Эпитеты, которыми он угощает стариков и его высказывания о беременных женщинах вызывают омерзение. О первую треть книги просто пачкаешься, она истекает едкой кислотой презрения к окружающему миру. Это моё первое знакомство с автором, поэтому отделить Глуховского от Яна я не в состоянии. Выписывает ли автор нам неприглядную сущность главного героя, или же жгучие пощёчины Яновых фраз принадлежат автору, чревовещающему устами выдуманного персонажа?

Любая попытка сейчас пробежаться по сюжету поподробней превратится в спойлер и испортит то самое ощущение американских горок, которые напоминает повествование. Местами сюжет кажется шаблонным, и ты уже пресыщено усмехаешься — я знаю что будет дальше, это мы уже видали... Но автор каждый раз щелкает самоуверенного читателя по носу, рывком уводя повествование совсем на другие рельсы! Предугадать, что будет дальше, невозможно. Именно этим книга меня и затянула, но обилие жестокости и грязного насилия ужасает. А вот сюжет достаточно нелинейный. И пусть в конце закостенелый Ян выпрямляется под гнётом давних убеждений, нас к этому подводят неявно, до последнего путая карты и не давая угадать, что же будет дальше.

Очень часто поднимается извечная тема человечества: боязни смерти и жажды вечно коптить небо. Бессмертие — это панацея или погибель? Долгожданный рывок вперёд или коматозное отупение от бесплатного всесилия? Достойны ли мы быть богами, если даже в ипостаси недавних животных лажаем раз за разом?

Мы ничего не сделали со своей вечностью. Смерть подгоняла нас. Смерть заставляла торопиться. Заставляла нас пользоваться жизнью.
Мы не боги. И не можем ими стать. Мы упёрлись в потолок. Мы не можем ничего изменить, потому что сами не можем измениться. Эволюция остановилась — на нас. Смерть давала нам обновление. Обнуление. А мы её запретили.

Несмотря на внушительный объём, книга читается очень быстро. Само построение фраз и глав не даёт затормозить и обернуться. Но стоит закрыть книгу и начать анализировать прочитанное, из тёмных щелей начинают выползать незамеченные ранее ляпы. Становятся видны несостыковки и торчащие белые нитки. Хочется задать множество вопросов автору, и самый очевидный из них — почему уколотые акселератором беременные рожают бессмертных детей? У них же ведь одна кровеносная система на двоих!

Рагу из голливудского боевика, фантастики, хлёстких фраз и терпких рассуждений, приправленное колкой иронией. Подавать, пока не остыло — ведь чуть замешкаешься, и очарование скоростного полёта по сюжету рассеется.