Больше рецензий

4 января 2023 г. 21:48

307

5

Питер Джексон вместе с женой Мэри возвращается домой в Нью-Йорк. Путь лежит по федеральному шоссе 50 в пустыне штата Невада.
Примерно в это же время и по этой же дороге возвращается с отдыха семейство Карверов, состоящее из супругов Ральфа и Эллен и их детей — мальчика Дэвида и девочки Кирстен.
Также по обычно безлюдному шоссе мчится на крутом мотоцикле путешествующий по стране известный писатель Джонни Маринвилл.
Персонажи не похожи друг на друга, но всем им предстоит столкнуться с подозрительным и не вполне адекватным полицейским, чей рост гигантский, а здоровье невероятно слабое (его тело буквально разваливается на куски).
Коп по очереди хватает героев и отвозит их в полицейский участок города с говорящим названием «Безнадёга».
Писатель успевает позвонить своему сопровождающему Стиву Эмесу (он ехал на грузовике позади мотоцикла с отрывом в несколько миль). Несмотря на помехи в связи, Стив понимает — произошло нечто плохое. Со случайной попутчицей — девушкой-хиппи Синтией Смит, он направляется на помощь боссу в Безнадëгу.
Некоторые из путешественников погибнут сразу, другим же предстоит долгая борьба за жизнь. Причём, борьба эта будет вестись против таинственной и невиданной ранее силы.
Начинается песчаная буря...
В оригинале название романа — «Desperation». Это и «безумство», и «отчаяние», «ведущее к безумству отчаяние». Понятно, что для названия города слово «Безнадëга» подходит лучше, но всё же оно не совсем точно отражает замысел автора. Слишком лëгкомысленное оно. Не совсем точно отражает происходящее в романе его аннотация:
«Добро пожаловать в Безнадегу!
В городок, где безраздельно правят силы Зла и оживают самые невероятные человеческие страхи…
В городок, где уличное движение регулирует маньяк-убийца…
В городок, где на дорожном знаке распята убитая кошка…
В тихий городок, где смерть подстерегает на каждом шагу…»
Нет, силы Зла какое-то время действительно правят в маленьком шахтëрском городишке и бедную кошку читатели встретят, но за личиной маньяка скрывается нечто намного хуже и намного масштабнее.
В этой книге Стивен Кинг пользуется привычным и удобным для себя приëмом: помещает нескольких персонажей в непростую, связанную со сверхъестественными событиями ситуацию и будто наблюдает, как они будут из неё выпутываться. Подобное происходило в повести «Лангольеры», да и сюжет романа «Оно», в принципе, можно подвести под эту концепцию.
Здесь возникает соблазн обвинить автора в самокопировании. То же можно заметить и о наделении протагониста сверхъестественными способностями (как в романе «Сияние»), и о введении «голосов», видений и снов (роман «Кладбище домашних животных») для развития сюжета и получения героями нужной информации.
Но, при всём этом, не следует считать «Безнадёгу» вторичной вещью. Средства здесь оправдываются целью.
Этим романом Кинг хотел ответить на вопрос: «Если есть Бог, то почему происходят такие страшные вещи?». Насколько убедительным получился ответ, сказать сложно: ведь ответ этот индивидуален для каждого человека. Сама идея, что Бог, дав человеку некие блага, в награду требует определённого служения себе или даже забирает что-то важное у облагодетельствованного, разделяется далеко не всеми верующими. К тому же возникает вопрос: почему одни люди должны пострадать из-за неких договорëнностей с Высшими силами совсем другого человека, пусть и их родственника. Тут возникают новые вопросы о предопределении и миссии конкретного человека.
Но если читателю не хочется вдаваться во все эти сложности, «Безнадёга» всё равно ему подойдëт: повествование в романе бодрое, сюжет развивается стремительно и часто неожиданно, персонажи прописаны хорошо — им хочется сочувствовать. Зло, как и всегда у Кинга, получилось омерзительным, но не лишëнным своеобразной харизмы.
Назвать «Безнадëгу» в полном смысле хоррором нельзя, хотя здесь есть и жуткие моменты, и «кровавость», и жестокость. Но больше всего в романе пугает эпичность противостояния Добра со Злом.
P.S. «Безнадёга» является «параллельным романом» с книгой «Регуляторы» (тут Кинг использовал псевдоним «Ричард Бахман»). Интересно, чти сюжеты обеих книг взаимно исключают друг друга. О «Регуляторах» ещё поговорим...

Источник