Больше рецензий

Книгосерфер Вета (vetathebooksurfer)

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

4 января 2023 г. 00:51

341

5 люди гибнут за булавки

Дениза Бодю, двадцатилетняя девушка из провинции, вынуждена переехать в столицу, в надежде найти работу у родственников. Как оказалось, магазин родственников находится в бедственном положении. Тем не менее, всегда можно найти работу у конкурентов. Так Дениза попадает в универсальный магазин «Дамское счастье»

Попытаюсь объяснить, что происходит в романе с точки зрения истории. До XIX века торговля была сугубо профильной, лавки — частными, а цены — нефиксированными. С развитием масштабов производства, у предпринимателей без роду, без племени, появилась возможность закупать ткани в гигантских масштабах, продавая их в одном месте. Так появились крупные универсальные магазины, ставшие такими же игроками в экономике, как и фабрики: в книге будет отдельно оговорено, как крупные магазины закупают товары чуть ли не в убыток фабрике, зато мелкие магазины вынуждены покупать товар дороже — поэтому фабрики и не прогорают, а универсальные магазины не схлопываются.

Шире ассортимент — больше покупательский поток и масштабнее реклама. Прибавим, что темпы производства поднялись не только у ткацких станков — газеты также становятся доступнее.

Время действия всего цикла Ругон-Маккары — время правления Наполеона III. До него мы имели а) кровавую революцию, б) диктатуру, в) неудачную военную кампанию, г) восстановление и низвержение династии. Страна кипела, люди цеплялись за возможность заработать.

Магазин «Дамское счастье» отражает часть социальной действительности того времени: под невинной торговлей девчачьими штучками разгорается борьба не на жизнь, а на смерть. В прямом смысле на смерть: что рядовые продавщицы и продавцы, что хозяева лавок разоряются из-за соседства с универсальным магазином, лишаются крова и куска хлеба в старости. Золя показывает капитализм в чистом виде, который уравнивает права женщины и мужчины: нет сильного или слабого пола, есть человек человеку — волк.

Оговариваюсь — капитализм «в чистом виде». В самом тексте наглядно показано, что женщины на этом поприще уязвимее. Чистых типовых отношений в идеальных условиях в нашем мире не бывает, чьи-нибудь интересы обязательно вмешаются.

Вернемся к сюжету:

Вроде бы, Дениза «не такая, как все, девушка». Мне очень понравилось, как Золя играет с этим тропом:

а) он снижает градус напряжения, вводя в повествование продавцов и продавщиц, у которых нет необходимости содержать родственников — их захватила жажда наживы как таковой. Система простая: обслуживаешь человека — получаешь процент с продаж. Питаетесь вы тут же, уйти в обед в кафе не имеете права, многие находятся в магазине на полном пансионе. Отсюда и строгая дисциплина, и конкуренция между сотрудниками. Захочешь подсидеть ближнего — изволь, сам хозяин магазина не против. Золя идет дальше и показывает такими же корыстными обормотами не только сотрудников Дамского Счастья, но и львиную долю «новых парижан», не чураясь рамками света. Ближе в концу книги можно найти описание дамы, которая, по словам героя книги, сейчас вела себя хуже последней деревенщины.

б) у Денизы есть конкретная цель — прокормить младших братьев. Она не идет на подлость далеко не потому, что не способна: она целенаправленно уходит от борьбы, в которой точно проиграет, не давая собой пользоваться. Да, подчас она больно много терпит, но и эталоном побитой собачки ее не назовешь.

Меня удивило, что автор не пытается кого-то осудить. Его задача показать современную подковерную борьбу, где все герои — винтики: сегодня одних погнали, завтра на их место придут другие.

Для полноты картины нам не хватает только бэдбоя любовника, но и такой здесь нашелся. Я вновь опасалась глупого тропа, на этот раз мгновенного перевоспитания, мол, с ней он душка и няшка, а по жизни — урод. Но нет, персонаж на полном серьёзе является последним уродом и скотиной: ему сказали нет, а он еще и просит благодарности, что насильно в угол не зажал.

Концовка, на мой взгляд, чутка не однозначная, но я рада, что она достаточно щадящая для моих нервов и достаточно реалистичная. Я думаю, можно ли данную книгу записать как репрезентацию асексуальности? Технически — нельзя, но отдельные моменты звучат достаточно убедительно.

Выводы автора просто снесли мне крышу: ты можешь быть няшкой и душкой, работать как проклятая, но течение жизни ты не перевернешь. Денизе во многом везёт и далеко не всегда она добивается хорошей жизни исключительно своим трудом. Да, она умеет довольствоваться тем, что есть и не отчаивается, но также своим успехом она обязана стечению обстоятельств. Как часто Вы видите подобный итог в книгах, где героиня — белая-пушистая сюся? Или, может быть, это я остепенилась и смотрю на сюжеты под другим уголом. Леший знает.

Если Вы ищите здесь историю любви — не факт, что Вам сюда. Она здесь довольно пресная. Если же Вам любопытно понаблюдать вакханалию общества потребления, как из-за рюшечек и булавочек рушатся целые судьбы — обязательно обратите внимание на «Дамское счастье»

Поддержите меня подпиской на тележку!