Больше рецензий

3 января 2023 г. 14:05

712

5

"Лето Господне" Ивана Шмелева для меня скорее масштабное антропологическое исследование быта московского купечества и мещанства во второй половине 19 века, чем художественное произведение.  Поэтому  чтение романа - это способ осознать, сколько традиций, обычаев и  особенностей быта было потеряно в России 20 века и исчезло из коллективной народной памяти, понять насколько сильно массовое народное мировоззрение отличается от мировоззрения человека современного.

Народ в 19 веке в массе своей глубоко религиозен, и течение каждого его года подчинено церковным датам и праздникам (Рождество, Крещение, Масленица, Великий Пост, Пасха, Троица, Покрова и по-новому кругу, а еще и праздников помельче не счесть). Церковный календарь определяет, как питаться, когда жениться, когда работать, а когда отдыхать. Соблюдение церковного календаря дает ощущение стабильности и логичности жизни.    Довольно сложно представить себе это, когда в году из праздников с более-менее сложившимися общенародными традициями и наличием смысла остались Новый год и 9 мая, про остальные праздники сложно сказать, что они больше, чем просто выходной.

Поразило меня лично, например, то, что в Троицу дома украшали срубленными березами, полы застилали травой, в Покрова соление огурцов, мочение яблок и квашение капусты превращались в общенародное священнодействие, свинину ели только в Рождественские праздники, а на Великий Пост даже дом должен выглядеть по-бедному (никаких ковров и штор), не только в еде пост - а во всем укладе жизни.

При этом во время чтения меня настигало чувство сожаления, но не столько по религиозности - сколько по утраченной преемственности в традициях и обычаях. Даже кулинарную традицию и русскую кухню забыли: мало кто сейчас скажет, что такое ботвинья, калья, тельное. А уж если кто знает, то вряд ли пробовал или готовил эти блюда.

Эх, в общем советую окунуться в эту книгу и ее яркий, ароматный, не похожий на современность мир, и вынести из него гордость к русской культуре и традиции.