Больше рецензий

Arlett

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

4 декабря 2013 г. 11:24

2K

5

Спойлеры.
Не хотите ли чашу с ядом? Именно ей и является этот роман. У меня, по крайней мере, точно все признаки отравления на лицо – тошнит и неудержимо тянет блевать. Внутри меня кипит черная вонючая жижа, которая рвется наружу бранью. У. Берроуз сказал, что «писать – это как срать, только буквами». В некоторых случаях трудно не согласиться с данным утверждением. Люди, отойдите, меня сейчас стошнит «рецензией».

Роман в письмах. Длинных, подробных, написанных живо и ярко, и от этого только еще страшнее. Это до анатомичности правдивая книга. И имейте ввиду, что она может сделать больно. Даже, если кажется, что всё это не про вас, она все равно найдет щель в броне и загонит туда иглу. Или, в данном случае, будет правильнее сказать стрелу из арбалета. После такого молекулярного разбора жизни и мыслей героиня должна быть понятна, но Ева для меня осталось непостижимой. Честь и хвала Лайонел Шрайвер. Давно никто не вызывал во мне такой ослепительно чистой, без оговорок и полутонов, такой самозабвенной ненависти, как созданная ею героиня Ева Качадурян. Да, она прошла через ад. Это могло бы вызвать сочувствие. Но она втянула в него других людей. Она пишет свои письма мужу почти каждый день. Без ответа. Напишу и я одно.

4 декабря 2013г.
Скажу откровенно, Ева, всю первую половину истории я искренне вам сочувствовала. Воспитание детей – процесс неоднозначный, иногда не контролируемый, иногда совершенно напрасный. Приход новой личности в мир – своеобразная лотерея. Должна признать, ваш первенец – адово отродье. Согласие родителей, единство во взглядах – еще один (из множества) краеугольных камней. Когда от вашего внутреннего мира осталось одно пепелище, я сначала никак не могла понять, что вас удерживает? Чувство ответственности перед Кевином? Любовь к Франклину? Отрицание Франклином очевидных вещей, запихивание реальности под свои умозрительные стандарты (совершенно железно-бетонные, потому что другие стандарты такая реальность давно порвала бы в клочья. Но по заповеди их семьи – «материалы – всё!», и стандарты тоже сделаны на совесть), знаете ли, бесит. Жертва рекламы и сериалов, он как тупоумный робот-семьянин фигачит по единственной возможной программе с полным игнором всего, что в неё не вписывается. Но это всё ваше личное дело, каждая семья живет по своему кодексу.

Но я не могу простить вам Селию. Её кровь, Ева, на ваших руках и не пытайтесь вытереть её о других. После семи лет ежедневной скучной муки материнством вы огорошиваете мужа заявлением, что вам надо второго ребенка. В самом желании нет ничего странного. Но вы как никто знаете всю исключительность своего случая. Вы давно поняли, что ваш сын садист. Хладнокровный, хитрый садист. Вы не понимали, что рожаете жертву к нему на алтарь? Тогда вы еще более слепы, чем ваш муж . Вас Кевин ведь прямо предупредил, что придет время, и вы пожалеете о своем поступке. Его угрозы нельзя игнорировать. Вы хотели второго ребенка – пожалуйста. Берите его и уходите из дома. Вы богаты и независимы. Вы обязаны были так сделать. Это был вопрос выживание девочки. Вы обрекли её на муки. Как вы могли остаться с ней в вашем жутком доме после того случая? Всё же прекрасно поняли. Вы могли её спасти. Это малодушие, трусость и эгоизм.

Я присоединяюсь к вопросу ваших свекра и свекрови (которых вы так любили высмеивать) – зачем? Зачем вы нанимали адвоката? Какое оправдание можно было найти той бойне? Как вы могли искать для него защиты, после… Селии? После так горячо любимого вами Франклина? Как?

Ветка комментариев


А мне как раз была очень понятна Ева на всех стадиях жизни, не знаю, вплоть до какого-то сродства. Мы ведь все очень умные по эту сторону обложки, если можно так выразиться, и всегда знаем, как надо было бы сделать, чтобы было лучше. Именно в этом её беда, в том, что она не знала, как лучше: слишком любила мужа, слишком была слабой и неуверенной.

Она мне показалась женщиной, зажатой в тисках представлений о том, как дОлжно: нужно, чтобы любимый и любящий муж, чтобы большой дом, чтобы престижная работа, чтобы дети, - нужно, потому что так принято. И даже когда оказалось, что общепринятое дОлжное не просто не устраивается само по себе, оно ещё и во многом вообще не зависит от нас, не в состоянии была отказаться от этих рамок и представлений. Такая, имхо, очень женская трагедия. Поэтому она в каждый момент производит впечатление человека, подвешенного в пространстве, дезориентированного, если хотите: конфликт между тем, что дОлжно и нормально в общепринятом смысле слова и тем, что внутри есть не понимание, а всего лишь ощущение, что всё плохо и неправильно, и непонятно, как с этим бороться, что выбрать. Возможно даже, она просто не до конца повзрослела. Это был второй очень важный для меня момент в книге: что в наше время очень легко не повзрослеть, не научиться брать ситуацию в свои руки, взваливать на себя ответственность, не смотря ни на что, ни на кого не оглядываясь.


Она мне показалась женщиной, зажатой в тисках представлений о том, как дОлжно


Точно такое же представление у меня сложилось о её муже. Она позиционировала себя, как свободную от стереотипов. Её женская трагедия в сильной моральной зависимости от мужа, она была намного сильнее, чем ответственность перед детьми.


В том-то и прикол, что позиционировали они себя как людей свободных и независимых. И даже игрались в условно свободные отношения, и он её отпускал ездить по миру, и всё прочее, и всё прочее. А по факту оба в плену стереотипов и даже не осознают этого. Имхо, одна из трагедий не только этой пары, а очень-очень многих.

Вообще этот роман мне очень нравится глубиной и важностью поднимаемых тем, а их там, помимо очевидного Кевина, неимоверное количество.


Вообще этот роман мне очень нравится глубиной и важностью поднимаемых тем, а их там, помимо очевидного Кевина, неимоверное количество.


Несомненно!