Больше рецензий

22 декабря 2022 г. 14:12

349

4.5 Спойлер Там лис, исполненный очей

Весьма необычный роман, неуловимо напомнивший "Квантового вора", только вдобавок с очень азиатским антуражем. Прямо с первых страниц начинается математическая фантасмагория, лихо закрученная вокруг экзотической физики и непостижимых из трёхмерного пространства топологических преобразований. С привкусом психологического триллера об идентичности от приятного соседства с чужим разумом в одном, раньше исключительно собственном, теле.

Алярм-алярм: спойлеры к сюжету, но без них обойтись не получилось.

Представленный в "Гамбите" мир - определённо мир будущего, но либо очень далёкого, когда человечество ушло куда-то в неизвестность в своём технологическом развитии и отрицании собственной природы, либо совершенно альтернативного. Предыстории как таковой не существует: эта вселенная со своими законами просто есть и в ней просто такие законы. Тут есть странное оружие, странные биотехнологии, странные двигатели, странная иерархия и искусственный интеллект в подвижных ботах, которые образуют целый отдельный народ, успешно прикидывающийся дрессированной мебелью.
Мир богатый на отдельные яркие подробности - и в то же время холодный, жестокий и совсем не похожий на процветающий.

Основа лора выстроена вокруг идеи, что есть лишь один календарь, по которому должна жить цивилизация, и всё её устройство завязано на целое число шесть. Устройство местного мира - гекзархат, шесть политических управленческих фракций, каждая из которых имеет чёткое место в иерархии и место под солнцем. Если все они работают слажено и как задумано, то остальная вселенная пребывает в спокойствии, потому что всё работает, как надо.
Судя по отрывочным сведениям, которые выдают в эфир персонажи в разговорах друг с другом, конкретно гекзархат живёт уже примерно четыреста лет, до этого был гептархат, но одна фракция впала в ересь и решила, что настало время всё сломать и построить что-то новое. Не сложилось.

Вообще, "еретическая" составляющая в романе занимает какое-то очень большое место, чем смутно напоминает мир WH40k (вообще, если повглядываться, пересечений между "Гамбитом" и Вахой хватает), хотя сама суть ересей раскрывается несколько слабо. Сложно понять, на что именно влияет центральное целое число. Оно используется не только в отсчёте времени, но и в оружии, видимо, порождая экзотические физические эффекты, но какова конечная цель еретиков - в большинстве случаев неизвестно. Что хотели Угри, Фонарщики или Лиож - а кто их знает; что они выигрывали от смены целого числа в основе - загадка. Я почти могу представить механику вычислений, но не могу осмыслить, за что борется оппозиция гекзархата, и в этом сложность.

Не сказала бы, что само устройство цивилизации, жёстко фракционное и завязанное на использовании верного календаря, вообще до конца меня убедило, но это, как минимум, что-то неожиданное. Хотелось бы понять саму механику происходящего и еретических движений больше, конечно, но, на удивление, отсутствие полного технологического описания не делает очень грустно. Возможно, за счёт экзотичности описаний, происходящее воспринимается несколько отрывочно, и это позволяет без мучений игнорировать некоторые шероховатости повествования.

Очень много азиатского символизма и мистических элементов, отсылающих куда-то к протоазиатским корням: лисы, ястребы, чаши с рисом, геометрия, розы, сладостно горящие. Несмотря на то, что азиатской фантастики я прочитала уже порядочно, всё равно воспринимается это с некоторым скрипом, очень непривычно - и многие культурные отсылки вообще тонут в вопросе "что". По-моему, книге немного не хватило сносок, которые пояснили бы для хлебушков вроде меня, о чём говорят образы, на что отсылаются персонажи в аргументах и всё такое.

Действия, строго говоря, в книге немного: процентов семьдесят занимает история осады крепости и бесконечные разговоры между участниками, перемежаемые изредка флешбеками немёртвого генерала. При этом, как ни парадоксально, повествование выглядит страшно насыщенным и очень накалённым, даже в замкнутом пространстве крейсера персонажи умудряются проецировать дикое напряжение от взаимодействия. Скучать не приходится, динамики - хоть отбавляй, пусть она и не совсем прямолинейная.
А ещё по стенам развешено порядочное число чеховских ружей с интригующими намёками.

Персонажи - отдельная история; их вроде бы много, но по сути крутится всё вокруг только трёх, остальные приходят и уходят. И ещё постоянно умирают, прямо как у света нашего Мартина.
Черис-и-Джедао, раздельные личности, но по факту - занимающие одно тело, потому что в Черис запихивают цифровой или какой там слепок опального генерала, чтобы он выполнял роль советника в военной операции и проявил свой гений; а за всем этим стоит загадочная фигура бессмертного великого математика. Меня именно он, Куджен, и заинтересовал больше всего - видно, что у него какая-то своя партия, которую он играет аккуратно, но безжалостно, и его мотивы настолько непонятны, что вычислить их невозможно. Он с одной стороны не противится тому, чтобы вытащить Джедао из анабиоза, с другой - интересуется Черис, с третьей - не делает ничего, чтобы помешать потом их ликвидировать, когда командование решает, что хватит, с пятой - за четыреста лет до этого предлагает союз Джедао и предавать гекзархат вместе. Какой-то змей-искуситель с альтернативной точкой зрения на всю историю. Вероятно, он и дальше будет дёргать за ниточки - и интересно, во что же оно выльется.

Чего я совсем не поняла, так это мотивации генерала Джедао, на которой оказался построен основной сюжетный вотэтоповорот: к основному действию он уже сформировавшийся архипредатель, революционер, за всё хорошее против диктатуры, но совершенно неясно, почему это благородное желание в нём вообще появилось. Его так расплющило после смерти однокурсников? После наёмных убийств? После чтения философских эссе? Что случилось-то?
Может быть, это будет раскрыто в дальнейшем, но пока оно как-то выглядит весьма большим допущением.

Лично у меня от книги ощущения остались неоднозначные: с одной стороны, объективно, в ней есть прямо заметные провалы, о которых можно было бы и спросить "а это как", но с другой - мне всё равно очень понравилось. Не какие-то отдельные части, не сюжет, не персонажи, а всё вместе, целиком, оно как-то так органично сложилось, что я осталась под большим впечатлением.
Где-то в середине есть сцена, где Джедао выворачивает разум Черис наизнанку, показывая, как можно без физического оружия подчинить себе другого человека; я дважды возвращалась к ней уже после прочтения романа. Обычно у меня не возникает желания перечитывать отдельные моменты, прочитала разок - и хватит, и одно это в моём личном рейтинге добавило "Гамбиту" дополнительных баллов.

Однозначно, буду читать весь цикл, хотя явно не сразу - не самые простые книги, "Гамбит" читался не так, чтобы легко. Иногда требуется продолжительное время, чтобы хорошо осмыслить написанное. Роман не назвать универсальным, очень он на любителя, но если попадает в предпочтения - ощущения прекрасны.