Больше рецензий

16 декабря 2022 г. 15:45

69

3

Много. Много букв. Очень много букв. Нет, не так: очень много имен, оочень много комнат, в которых ооочень много вещей. [a goooooooogle of items] Вещизм-консьюмеризм 70х, калейдоскоп людских судеб, чудеснейшим образом переплетающихся, еще один автор, который никак не наиграется в игры. Oooff.

Я не знаю, почему так получается. Задумка, которая звучит весьма и весьма увлекательно: книга-пазл, которую можно читать разными способами, собирать-пересобирать, находить новые смыслы. Объединение УЛИПО, где писатели и математики дали жизнь странному монстру-гибриду - литературе с математическими ограничениями (возможно, это такого рода эксперименты, которые стоило бы выдумать, если бы их не было). Даже интереснейшая, хотя и чересчур благожелательная статья-послесловие от переводчика, где он подробно информирует читателя о фишках, которые тот пропустил, и, собственно, почему так великолепна книга Жоржа Перека, если до читателя после 542 страниц (без приложений) так и не дошло.

А книга-то сама что? Что с ней не получается? Блин, да если бы я знала наверняка. Избыточность, громоздкость, сухость, эмоциональная отстраненность? Мне предлагают понять людей через их вещи, но мне не нравится делать это через огромный текст, где больше 50% занимает перечисление и описание вещей. Я не барахольщик - и если бы я искала подобного рода понимание, то скорее через фотографии или фильмы того времени. Мне предлагают оценить, в какой пазл складываются истории людей, живущих или живших в одном доме, но половину имен я забываю, в связях путаюсь, а постоянно лезть в приложения, чтобы все собрать воедино, - это уже похоже на часть рабочего дня, на который я не подписывалась. Истории, между тем, сами по себе очень хороши - детективы, драмы, приключения - и я уверена, что можно было бы каждую расписать подробнее в объеме повестей или романов, и вышло бы что-то добротное. Мне также предлагают задуматься над авантюрой художника, который всю жизнь творит, чтобы потом превратить свои творения в ничто, - и, вероятно, пофилософствовать. Хорошо, у меня получилась мыслительная параллель, в которой человек пытается примерить на себя костюм Бога, - создает, пересобирает, уничтожает, и все по задуманной им схеме. Дальше спойлер: мы видим, что божок из него не получился, костюм, мягко говоря, великоват. Занавес.

Книга задумывалась, как увлекательная игра для читателя, но по факту я осталась с ощущением, что больше всего это надо было автору - провести и успешно завершить оригинальный эксперимент, получить удовольствие в процессе написания. Здесь можно поставить галочки напротив, и действительно книга ощущается, как проект, а не живой текст. Автор такой: эмоционировать и прикипать к героям будешь где-нибудь в другом месте, а пока что будь добра напряги извилины, да поживее. Автор, ты ошибся адресом! Я немного отдыхала на сюжетных историях, а дальше скучала и утомлялась. Однозначно усталость - это не то, что я ищу в книгах, особенно в паре с отсутствием эмоциональной и интеллектуальной вовлеченности. Надо читать только проверенных экспериментаторов, если читать вообще.