Больше рецензий

BlueFish

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

25 ноября 2013 г. 17:33

6K

5

Этот комментарий к "Бардо Тхёдол" интересен, в первую очередь, тем, что Юнг встраивает аналитическую психологию в изложенную в первоисточнике картину загробного царства. Дико звучит? Тогда можно назвать загробное царство посмертным состоянием сознания – и все встанет на свои места; в том же, что это разные слова для обозначения одного и того же явления, Юнг и анонимный автор книги полностью согласны. Более того, именно влиянию «Бардо Тхёдол» Юнг приписывает свои идеи и глубочайшие прозрения.

В "Бардо Тхёдол" описывается последовательная деградация сознания от момента посмертного просветления до нового рождения в физическом мире. Анализируя этот процесс, Юнг сокрушается, что психология, чье развитие ограничено уровнем развития науки вообще и отсутствием научных свидетельств о предутробном существовании человека в частности, не способна пока что ни перейти к рассмотрению кармических иллюзий (второй уровень бардо), ни тем более подняться к свету вне свойств и форм (первый уровень бардо), но вместо того целиком и полностью сосредотачивается на психическом наследии, полученном в пределах одной человеческой жизни, т.е. с момента зачатия (зачатием заканчивается третий, низший уровень бардо, где возникает инстинкт рождения, происходит неосознанный «выбор» родителей, формирование эдипова комплекса и «втягивание» в материнское лоно).

Да, вот это размах мысли настоящего ученого. Сомневаюсь, что с тех пор о таких вещах говорилось громко и открыто, психология как-то больше замыкается в себе, изыскивая решения конкретных человеческих проблем на отведенном ей участке, - что, конечно, полезно, но всеобъемлющим такой подход назвать вряд ли можно.

В то же время, если "перевернуть" книгу, как подсказывает европейцу Юнг, т.е. читать ее с конца к началу, мы получим описание процесса древней инициации - или современного психоанализа. Действительно, предполагается, что, исчерпав содержание низшего, «плотского» уровня, человек сможет подняться до анализа архетипических переживаний (кто думает, что это весело, может заглянуть в ту же «Бардо Тхёдол» - рядом с описанием "искусственно вызванного психоза" Чёнид-бардо меркнут лучшие творческие достижения Кинга и Хичкока) и, исчерпав эти содержания (главное – не бояться и помнить, что эти жуткие образы порождены тобой, постоянно повторяется в книге), вероятно, достичь пика индивидуации – или слиться с божественным светом.

Впрочем, Юнг не был бы Юнгом, если б не упомянул про опасность шизофрении и диссоциации на этапе погружения в образы бессознательного. В процессе контролируемого психоанализа это вряд ли кому-то грозит, но мы помним, с какой осторожностью Юнг говорит о восточных методиках, способных пробудить в западном сознании силы, с которым оно справиться не сможет, и тем самым губительным образом усилить его внутренние противоречия и способствовать его распаду. Относиться к этому мнению можно по-разному, но, как говорится, "наше дело - предупредить" - тем более что, скажем, Тимоти Лири на основе «Бардо Тхёдол» подготовил руководство к использованию психоделических препаратов.

В статье хватает любопытных выводов и метких замечаний.
Например, практику тантрического буддизма Юнг рассматривает как форсирование процесса индивидуации с помощью утвержденных символов (вероятно, имеются в виду визуализации тантрических божеств).
А поскольку момент просветления случается непосредственно после смерти и лишь потом для большинства начинается деградация, обусловленная кармическими содержаниями, – значит, заключает Юнг, наша жизнь есть средство достижения высшего совершенства.

Закончу цитатой.

…если бы нам удалось преодолеть себя и избежать своей главной ошибки — непрестанного желания что-то делать с вещами, находить им практическое применение, — возможно, тогда нам удалось бы усвоить тот важный урок, который даёт «Книга мёртвых» (или, по крайней мере, осознать её величие): она открывает умирающему глубочайшую истину, согласно которой даже боги есть не что иное, как сияние и отражение нашей собственной души.

Ветка комментариев


Юнг дурак


Эээ... "но почему"? (с))


Только дурак в обычном руководстве для тибетских чайников может найти скрытые психоаналитические мотивы. Ну очень человеку хотелось их найти))


В том-то и прелесть, что они там есть, только рассматриваются, действительно, в практическом отношении. (Скажем, развертывающиеся перед глазами содержания сознания и притяжение к родителю противоположного пола.)
Юнг рассматривает книгу с психологической т.з. и оговаривается, что этим прочтением она, разумеется, не исчерпывается, но за уши он, по-моему, ничего не притягивает.
Да и современные психоаналитики не оставляют "Бардо Тхёдол" без внимания.


Вы тоже ОЧЕНЬ хотели их там найти или, подобно современным психоаналитикам, вторите Юнгу, как "первооткрывателю"?)

И да, согласен, он ничего не притягивает за уши - просто берет что есть и рассматривает так как ему захотелось, а поскольку он сторонник психологии, то и увидел в ней психологию. Аналогично, те кому очень хочется, могут во "Властелине колец" увидеть все что угодно в диапазоне от нацизма до высоких комповых технологий)

Пример: 1. Откройте коробку. 2. Выньте прибор. 3. Включите прибор в сеть 220 В.

Это просто инструкция, как и "Бардо". Что увидит здесь психолог? Если ваша тяга к прямоугольным коробовидным предметам бихевиористически доминириует над вашим желание убить собственного отца, и вы не слишком мочились в постель в детстве, тогда гештальт открытия коробки станет для вас прозрением, настоящим чудесным открытием первооснов собственного глубинного подсознательного. А надсознательное, под руководством экзистенционального поможет вам вынуть прибор из коробки, как некое олицетворение рождения из утробы матери на этот свет, к новому миру.... И тогда - сеть в 200В позволит вам осознать высшую истину... миксера....


Я? Да нет, меня "Бардо Тхёдол" не столько в психологическом отношении занимает. Вас тоже, видимо?

А про "Властелина колец" вы хорошо сказали, у меня дома как раз есть сборничек "Властелин колец" как философия" - и там говорится, в числе прочего, об опасности захвата мира нанороботами. Обожаю эту книжку)


Если ваша тяга к прямоугольным коробовидным предметам бихевиористически доминириует над вашим желание убить собственного отца, и вы не слишком мочились в постель в детстве, тогда гештальт открытия коробки станет для вас прозрением, настоящим чудесным открытием первооснов собственного глубинного подсознательного.


Ой-ёй.
Да вы комментарий Юнга-то читали?)
Там же совсем не об этом речь, совсем иной масштаб.


Читал, и не в масштабе дело, а в подходе - иногда сигара - это всего лишь сигара(С))


Я ждала этой фразы!)
Можно и так подходить к делу. Мне больше нравится синтезирующий подход или хотя бы попытки такого подхода.


И какой смысл видеть в молотке нечто большее, если он всего лишь высокоточный нанотехнологичный прибор забивания гвоздей?)


Какой чудесный вопрос! Вы уверены, что хотите променять его на ответ? (с) ))

Тут можно много чего написать.
С субъективно-теоретической т.з. - мне нравится оправданное разрушение границ между наукой и религией, преодоление изоляции отдельных отраслей знания ради общего целого.
С практической т.з. - Юнг выступил комментатором, в первую очередь, пытаясь адаптировать книгу для понимания западным человеком, ему же во многом принадлежит заслуга ее распространения в Европе. Если и без него все интуитивно понятно, то, действительно, зачем. Комментарии комментариями, к Библии сотни томов написаны, обычному читателю они не нужны, но, с другой стороны, на страницах Библии обычного читателя не душат его же кишками.


На страницах Библии с человеком творят такое, от чего многие психологи сладострастно сходят с ума, разводя свои концепции, а по мне бог садист и совсем не любовь, но это уже моя личная точка зрения.

С практической точки зрения книга для тех, кто в теме. Это не научно-популярное и уж тем более не просто популярное чтиво. Кому нужно поймут ее и без комментариев, переосмысления, популяризации. А кому не нужно и не зачем знакомиться с подобной литературой. Заслуга распространения в Европе? Если среди племени аборигенов Австралии распространять сведения об артериовенозной мальформации - кому это нужно? Я не говорю, что среди аборигенов не может быть врачей, как и среди европейцев не может быть буддистов. Просто, если нужно - ты все равно узнаешь, а если не нужно - зачем и уж тем более зачем с точки зрения переосмысления кем-то? Тебе даже не предлагается натурпродукт, а нечто уже пережеванное)


Это одна из сторон глобализации. Идеи, доступные когда-то узкому кругу посвященных, становятся общечеловеческим достоянием - это естественный процесс, присвоение чужого, чуждого образа мышления, пусть до этого еще далеко.

"кому не нужно и не зачем знакомиться с подобной литературой"
Если бы она не была переведена с тибетского, никто, кроме тибетцев, и так бы с ней не ознакомился. Так переводчик тоже был ненужным популяризатором, что ли?
По-моему, наша дискуссия приобретает уже выраженно-фаталистический характер. Зачем европейцам "Бардо Тхёдол"? Зачем вообще ее записали спустя столько-то веков? Еще шаг - и мы поставим под вопрос вообще любое фиксирование достижений человеческого сознания и смысл существования книги в частности. Зачем инструкция, если это знание уже содержится в глубине нас самих? Это ведь просто экстраполяция внутреннего.

Комментарий удалён.

посредство Юнга всего лишь случайность - не он, так еще кто-то.
Так я о том и говорю.

Я говорю, что он не нужен тем, кто не в теме. А те, кто в теме, тот и на языке оригинала прочитает, тем более, что перевод всегда хуже первоисточника.
...и тут дискуссия плавно перетекла в рассуждения о девальвации сакрального знания)
Я думаю, что рассуждать о свершившемся бессмысленно. Ну, можно почесать языками, зачем, почему, а надо ли было, но вы же сами выше сказали: не он, так еще кто-то. Если бы мы избавились от ложного представления о том, что все эти книги, переводы, популяризации появляются по самочинству отдельных выдающихся личностей, нам вообще нечего было бы здесь обсуждать и тем более ставить под сомнение, перед нами была бы только последовательность фактов, осуществляющихся в должный момент времени.

Комментарий удалён.

Не соответствует действительности?
Чтобы это говорить, определенно надо знать то, что действительности соответствует.
Юнг сказал: описанное в "Бардо Тхёдол" - это реальность нашего сознания сейчас. Потенциальная реальность дремлющего сознания, не суть.
В "Бардо Тхёдол" этого не было, не ставилось задачи такой экстраполяции. Зачем она вообще нужна? Я считаю за благо расширение границ человеческого сознания.


Если умирающему вместо краткой и четкой инструкции поведения пост мортем развести демагогию как енто все концептуально лихо закручено, если посмотреть вооооот под ентаким углом, какая от этого польза?


Нет, ну умирающему комментарий Юнга читать не надо, это уже действительно перебор.
Ваш вопрос для меня выходит далеко за рамки данной дискуссии. Я во многом с вами согласна. Просто я пока что не умираю, а потому, по необходимости ли, по слабости ли юности, интересуюсь иллюзорными явлениями действительности. Равно как и Юнг - он пытался что-то сделать для этой действительности. С точки зрения "Бардо Тхёдол" все это действительно не имеет никакого значения.


Юнг, Фрейд, Маслоу, а также длинный ряд философов-натуропатов - человек всегда стремится что-то сделать для действительности, а зачем? Почему бы просто не законнектиться к ней и не быть в ней по ту сторону концепций)


Развивая эту тему, можно поставить под вопрос "зачем?" прогресс во всех областях науки и технологии. Я не думаю, что здесь отличились именно философы.
Все идеи, во всех областях науки и техники, на мой взгляд, являются отражением сознания цивилизации на разных этапах ее развития. Покуда мы не ставим под вопрос смысла развития цивилизации вообще, мы не найдем ничего лишнего ни у натуропатов, ни у алхимиков.

Комментарий удалён.

Зачем вообще действовать?
Почему голое сознание воплощено в миллиардах человеческих форм, для которых естественным является состояние умственного и физического действия, порождающего новое действие со всеми вытекающими отсюда последствиями?
В чем смысл эволюции? В чем смысл пляски жизни?
Я надеюсь, не от меня ждут ответа на эти вопросы.

Комментарий удалён.

Ура! Мы вас так ждали.
Спасибо. Просто... спасибо))
Но что же нам делать-то теперь на этой планете?

P.S. Ну кто бы мог подумать, что в комментариях моей непритязательной рецензии образуется настоящая тусовка буддистов.
Только ради этого стоило ее писать)

Комментарий удалён.

Конечно.
Но если мы не просветленные йоги во глубине лесов, мы все равно что-то делаем - в рамках наших сил, талантов и возможностей.
Юнг точно так же "уживался" и делал.
Я не знаю, какие вообще могут быть к нему претензии... и уж тем более не понимаю, почему меня вынуждают выступать его адвокатом)

Комментарий удалён.

Мы, по-моему, весь день тут как раз этим и занимаемся))


это как относиться к сиюминутному штриху на ткани бытия, создаваемому нашими сознаниями.

как к переливанию из пустого в порожнее

или как некую пользу.


Думаю, это нестандартное хокку - лучшее окончание для нашей маленькой дискуссии)


ни что не кончается, ни что не начинается

все суть одно - течение...


Ага... перетекание личностей в одну, другую... третью...)


если бы...