Больше рецензий

BlueFish

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

25 ноября 2013 г. 17:33

6K

5

Этот комментарий к "Бардо Тхёдол" интересен, в первую очередь, тем, что Юнг встраивает аналитическую психологию в изложенную в первоисточнике картину загробного царства. Дико звучит? Тогда можно назвать загробное царство посмертным состоянием сознания – и все встанет на свои места; в том же, что это разные слова для обозначения одного и того же явления, Юнг и анонимный автор книги полностью согласны. Более того, именно влиянию «Бардо Тхёдол» Юнг приписывает свои идеи и глубочайшие прозрения.

В "Бардо Тхёдол" описывается последовательная деградация сознания от момента посмертного просветления до нового рождения в физическом мире. Анализируя этот процесс, Юнг сокрушается, что психология, чье развитие ограничено уровнем развития науки вообще и отсутствием научных свидетельств о предутробном существовании человека в частности, не способна пока что ни перейти к рассмотрению кармических иллюзий (второй уровень бардо), ни тем более подняться к свету вне свойств и форм (первый уровень бардо), но вместо того целиком и полностью сосредотачивается на психическом наследии, полученном в пределах одной человеческой жизни, т.е. с момента зачатия (зачатием заканчивается третий, низший уровень бардо, где возникает инстинкт рождения, происходит неосознанный «выбор» родителей, формирование эдипова комплекса и «втягивание» в материнское лоно).

Да, вот это размах мысли настоящего ученого. Сомневаюсь, что с тех пор о таких вещах говорилось громко и открыто, психология как-то больше замыкается в себе, изыскивая решения конкретных человеческих проблем на отведенном ей участке, - что, конечно, полезно, но всеобъемлющим такой подход назвать вряд ли можно.

В то же время, если "перевернуть" книгу, как подсказывает европейцу Юнг, т.е. читать ее с конца к началу, мы получим описание процесса древней инициации - или современного психоанализа. Действительно, предполагается, что, исчерпав содержание низшего, «плотского» уровня, человек сможет подняться до анализа архетипических переживаний (кто думает, что это весело, может заглянуть в ту же «Бардо Тхёдол» - рядом с описанием "искусственно вызванного психоза" Чёнид-бардо меркнут лучшие творческие достижения Кинга и Хичкока) и, исчерпав эти содержания (главное – не бояться и помнить, что эти жуткие образы порождены тобой, постоянно повторяется в книге), вероятно, достичь пика индивидуации – или слиться с божественным светом.

Впрочем, Юнг не был бы Юнгом, если б не упомянул про опасность шизофрении и диссоциации на этапе погружения в образы бессознательного. В процессе контролируемого психоанализа это вряд ли кому-то грозит, но мы помним, с какой осторожностью Юнг говорит о восточных методиках, способных пробудить в западном сознании силы, с которым оно справиться не сможет, и тем самым губительным образом усилить его внутренние противоречия и способствовать его распаду. Относиться к этому мнению можно по-разному, но, как говорится, "наше дело - предупредить" - тем более что, скажем, Тимоти Лири на основе «Бардо Тхёдол» подготовил руководство к использованию психоделических препаратов.

В статье хватает любопытных выводов и метких замечаний.
Например, практику тантрического буддизма Юнг рассматривает как форсирование процесса индивидуации с помощью утвержденных символов (вероятно, имеются в виду визуализации тантрических божеств).
А поскольку момент просветления случается непосредственно после смерти и лишь потом для большинства начинается деградация, обусловленная кармическими содержаниями, – значит, заключает Юнг, наша жизнь есть средство достижения высшего совершенства.

Закончу цитатой.

…если бы нам удалось преодолеть себя и избежать своей главной ошибки — непрестанного желания что-то делать с вещами, находить им практическое применение, — возможно, тогда нам удалось бы усвоить тот важный урок, который даёт «Книга мёртвых» (или, по крайней мере, осознать её величие): она открывает умирающему глубочайшую истину, согласно которой даже боги есть не что иное, как сияние и отражение нашей собственной души.

Комментарии


Вот ведь какое дело: и хочется и колется, боюсь, что "не по зубам" будет книга...


Это вряд ли, она совсем не "от ума" написана.
Почитай рецензии, люди пишут, что она успокаивает).


Мне как раз "от ума" было бы легче )
Конечно, не потому, что я умная, скорее от неразвитости прочего...


Это руководство для путешествия души бедного, неграмотного тибетца! Точнее, о том, как закончить путешествие души, но это уже детали.
Там всё очень просто и практично, объясняется на пальцах. Единственное, что религиозная подготовка у них иная, конечно, и у нас от их богов с непривычки могут встать дыбом волосы на всем теле, но в этом есть своя пикантность и экзотика, не так ли :)

картинка BlueFish


Ой, красотища какая! Т.е. ты думаешь, что бедной, полуграмотной меня тоже подойдет?)


Анаис, ты б ее пять раз уже прочитала. Ну хочешь, я с ней приеду и вместе почитаем, если страшно))


Юнг дурак


Эээ... "но почему"? (с))


Только дурак в обычном руководстве для тибетских чайников может найти скрытые психоаналитические мотивы. Ну очень человеку хотелось их найти))


В том-то и прелесть, что они там есть, только рассматриваются, действительно, в практическом отношении. (Скажем, развертывающиеся перед глазами содержания сознания и притяжение к родителю противоположного пола.)
Юнг рассматривает книгу с психологической т.з. и оговаривается, что этим прочтением она, разумеется, не исчерпывается, но за уши он, по-моему, ничего не притягивает.
Да и современные психоаналитики не оставляют "Бардо Тхёдол" без внимания.


Вы тоже ОЧЕНЬ хотели их там найти или, подобно современным психоаналитикам, вторите Юнгу, как "первооткрывателю"?)

И да, согласен, он ничего не притягивает за уши - просто берет что есть и рассматривает так как ему захотелось, а поскольку он сторонник психологии, то и увидел в ней психологию. Аналогично, те кому очень хочется, могут во "Властелине колец" увидеть все что угодно в диапазоне от нацизма до высоких комповых технологий)

Пример: 1. Откройте коробку. 2. Выньте прибор. 3. Включите прибор в сеть 220 В.

Это просто инструкция, как и "Бардо". Что увидит здесь психолог? Если ваша тяга к прямоугольным коробовидным предметам бихевиористически доминириует над вашим желание убить собственного отца, и вы не слишком мочились в постель в детстве, тогда гештальт открытия коробки станет для вас прозрением, настоящим чудесным открытием первооснов собственного глубинного подсознательного. А надсознательное, под руководством экзистенционального поможет вам вынуть прибор из коробки, как некое олицетворение рождения из утробы матери на этот свет, к новому миру.... И тогда - сеть в 200В позволит вам осознать высшую истину... миксера....


Я? Да нет, меня "Бардо Тхёдол" не столько в психологическом отношении занимает. Вас тоже, видимо?

А про "Властелина колец" вы хорошо сказали, у меня дома как раз есть сборничек "Властелин колец" как философия" - и там говорится, в числе прочего, об опасности захвата мира нанороботами. Обожаю эту книжку)


Если ваша тяга к прямоугольным коробовидным предметам бихевиористически доминириует над вашим желание убить собственного отца, и вы не слишком мочились в постель в детстве, тогда гештальт открытия коробки станет для вас прозрением, настоящим чудесным открытием первооснов собственного глубинного подсознательного.


Ой-ёй.
Да вы комментарий Юнга-то читали?)
Там же совсем не об этом речь, совсем иной масштаб.


Читал, и не в масштабе дело, а в подходе - иногда сигара - это всего лишь сигара(С))


Я ждала этой фразы!)
Можно и так подходить к делу. Мне больше нравится синтезирующий подход или хотя бы попытки такого подхода.


И какой смысл видеть в молотке нечто большее, если он всего лишь высокоточный нанотехнологичный прибор забивания гвоздей?)


Если умирающему вместо краткой и четкой инструкции поведения пост мортем развести демагогию как енто все концептуально лихо закручено, если посмотреть вооооот под ентаким углом, какая от этого польза?