Больше рецензий

11 декабря 2022 г. 15:28

1K

5 Спойлер Внимание, спойлеры.

«Описание одной борьбы» - это сложный для понимания, а потому и для рассуждения короткий рассказ великого и загадочного немецкого писателя – Франца Кафки, который входит в сборник «Превращение». Если быть максимально честной в написании своего анализа, то не стоит пренебречь фактом того, что достичь осознания, вложенного в смысл этого рассказа, так и осталось непостижимым.
Вернее всего будет начать с названия этого рассказа. Почему он назван именно таким образом, и кто является участниками указанной борьбы? На самом деле, не так просто дать ответ на заданные вопросы, вследствие того, что самим автором нет чёткого определения, о какой борьбе идёт речь. Множество персонажей и огромное количество вариантов трактовки данного названия сбивают с пути, потому здесь нет места достоверным и правильным ответам. Первая моя мысль заключалась в том, что противоборство происходит между телесным и духовным. Затем я начала предполагать о борьбе человека с влиянием природы на него самого, так как в рассказе именно природе дана ключевая роль. Однако я и сейчас не имею четкого ответа на вопрос, потому как всё может быть куда проще и, возможно, текст этот указывает на противостояние влюбленного и несчастного человека. Главный герой этого рассказа до ужаса одинок и печален, он не понимает, почему же его новоиспеченный знакомый выбрал именно его в качестве мишени и так неуклюже распыляется о своих ощущениях от встречи с возлюбленной. Он считает неуместным рассказывать человеку, в одиночестве пьющем водку, о своей любимой девушке. Особо показательным и трогательным мне показался фрагмент, в котором главный герой начал сутулиться, дабы его знакомый не чувствовал себя ущемлено, идя с ним совсем близко. Это указывает на его стремление обезопасить рядом идущего человека, сделать их прогулку более комфортной и привычку подстраиваться под собеседника. Когда мужчина начал грезить об особо приятных и хвалебных комплиментах, которыми его через некоторое время осыплет знакомый, сидя со своей спутницей, то он почувствовал неимоверное счастье лишь от одной мысли, что его считают достойным и понимающим собеседником. Признаюсь, приведенные выше примеры кажутся мне очень болезненными, потому как истинное желание главного героя заключается лишь в том, чтобы стать услышанным и понятым. Это очень хорошо показывает внутренний мир и прилегающие к нему нездоровые особенности почти любого героя Франца Кафки. Как вы умело выяснили, я не собираюсь отвечать на вопрос, почему Кафка дал своей работе именно такое название, ибо любое даже самое, казалось бы, очевидное значение не даёт однозначного ответа.
Дабы попытаться ответить на последующие вопросы, касающиеся этого произведения, необходимо рассказать вам о структуре рассказа и его хронологии событий. Несмотря на то, что рассказ короткий, он поделен на 3 главы, причем во второй главе ещё на 3 раздела. Само повествование начинается со встречи главного героя и незнакомца, который начинает делиться своими впечатлениями об объекте своей симпатии. Далее они решают уединиться от чужих глаз и ушей, потому в зимние ночные сумерки выходят на прогулку, надеясь увидеть Лаврентьеву гору. Здесь впервые у главного персонажа возникает ощущение своей беспомощности и начинается его первая борьба внутри себя: «Уйти или остаться?». Однако он остается, не сумев избавиться от общества не самого желанного собеседника. Во второй главе начинается особо интересное развитие событий: продолжается увеселительная прогулка двух «друзей», которая заканчивается разговором с новым второстепенным персонажем – толстяком. Тут же хочется обратить особое внимание на историю богомольца и толстяка и выяснить, какое она имеет значение в общей картине рассказа и почему богомольца жалеют, любят и восхищаются им. Для того чтобы понять поведение богомольца, нужно вникнуть в приведенную им историю о женщине, сидевшей на балконе. Когда у неё спросили, что она делает в такую жару, то она ответила, что пьёт кофе на лоне природы. «На лоне» в данном случае обозначает, что она пьёт кофе на груди, на руках или на коленях природы, отчего сразу видна естественность и простота в общении. Он особенно удивляется ее ответу и остается настолько впечатлён ее остроумием, наблюдательностью и непринужденностью, использованную в диалоге, что это становится основополагающим моментом в становлении его личности. Когда толстяк говорит богомольцу, отчего он представляется ему таким вызывающим и эксцентричным, то сразу же истекает вопрос, который затрагивает всё произведение целиком. Почему он должен стыдиться кого-либо, живущего исключительно по общепризнанному стандарту, пытаться стереть свои причудливые и вычурные особенности и размыть границы своей свободы только потому, что это может показаться другим неудобным и странным? Я предполагаю, что в этом и состоит позиция богомольца, который пытается обратить на себя внимание людей у церкви.
Третья глава возвращает читателей в разговор двух товарищей, которые ведут активную беседу о любви и влюбленности, вследствие которой знакомый рассказчика перерезает себе левую руку. Его товарищ сразу же выполняет всевозможные им меры для спасения его жизни и ищет людей, способных оказать ему необходимую помощь, однако раненый даже не удостаивается поблагодарить его, так как отягощенный житейскими обязательствами и гнётом собственных чувств, он не знает куда деваться и что предпринять, дабы почувствовать себя в состоянии покоя, а спасение он не считает чем-то радостным, потому не видит смысла в осыпании спасителя благодарностями.
Теперь можно перейти к аргументированию своей точки зрения, почему же я изначально подумала, что в рассказе речь идёт о борьбе с природой. Для людей, прочитавших этот рассказ, хорошо запомнится обильное количество описаний природной красоты и постоянного акцентирования внимания всех персонажей именно на природных объектах. И в самом деле, в этом рассказе очень много описания пейзажей и полученного персонажами удовольствия при увиденном, например: «Поскольку я люблю сосновые боры, я шел через сосновые боры, а поскольку мне нравится молча смотреть на звездное небо, звезды всходили для меня на широко распростершемся небе медленно и спокойно, как то вообще им свойственно. Я видел лишь отдельные вытянутые облака, которые гнал ветер, дувший только на их высоте». Также хочу привести в пример ещё один фрагмент, когда рассказчик впервые видит толстяка и слышит его речь, обращенную к местности. В ней показывается природное превосходство перед ничтожностью человеческой жизни, интересным является и то, что природу наделяют свойством живых существ: «А если я с закрытыми глазами скажу: гора, я тебя не люблю, ибо ты напоминаешь мне облака, вечерние зори и поднимающееся небо, а это вещи, которые заставляют меня чуть ли не плакать, ибо их не достигнуть тому, кого носят на маленьких носилках. А показывая мне все это, ты, коварная гора, заслоняешь мне даль, которая меня веселит, ибо в прекрасной обозримости показывает достижимое. Поэтому я не люблю тебя, гора у воды, нет, я не люблю тебя. Но эта речь оставит ее такой же равнодушной, как прежняя, если я не буду говорить с открытыми глазами. Иначе она не будет довольна». Также Франц Кафка особо талантливо обозначает идею слияния природы и человеческого одиночества: «Ведь здесь пустынно и красиво. Не нужно большого мужества, чтобы здесь жить. Здесь придется мучиться, как в любом другом месте, но при этом не придется красиво двигаться».
Подводя итоги, хочется указать на то, что в данном произведении любое действие и диалог кажутся абсурдными, а общее впечатление от запечатленной писателем картины повергает в шок и навевает хорошо знакомое ощущение кафковских работ, а именно хаоса, беспорядка, бесконечной и в то же время бессмысленной игры слов, потому «борьба» в данном случае не может быть конкретизирована, точно определена, ведь после прочтения рассказа формируется четкое осознание того, что борьба – это вечное топливо человеческого существования, но и при этом главный яд, отравляющий состояние спокойствия и безмятежности.

Комментарии


Вы вообще ничего не поняли. Кстати лоно это не грудь и не колени. Удивительно наивные рассуждения


Я не претендую на звание рецензента и не утверждаю, что мое мнение единственное и  безошибочное, было бы интересно услышать ваши рассуждения.