Больше рецензий

7 декабря 2022 г. 13:01

251

5 Две равно уважаемых семьи...

«Правильно ли мы поступили? Или мы ошибались? Что мы потеряли? Был ли у нас выбор?» (с) Песнь об утраченной магии

Перед нами новое произведение великолепной Крессиды Коуэлл. Она уже подарила нам серию «Как приручить дракона», от которой я приходила в себя так долго, что не решалась открыть «Волшебников» около года (если не больше). Но этот час настал. И прошёл. Причём довольно давно. Однако это не значит, что момент был упущен, ведь хорошими книгами никогда не поздно делиться!

Эта история начинается, как старая добрая, полная опасностей сказка:

«Когда-то, однажды, давным-давно, в мире была магия...»

Жили-были Волшебники, - злые опасные Ведьмы и другие Существа, - владеющие магией. И только против железа они все были бессильны. Тогда пришли Воители с оружием из железа, уничтожили, как им казалось, тёмную магию и стали считать «тёмной» любую магию вообще, вознамерившись её уничтожить. Так было положено начало многолетней вражде.

Сказочные Монтекки и Капулетти, старо, как мир. Перед нами история дружбы двух главных героев: Зара из племени Волшебников и Виш из племени Воителей. Первый готов на всё, чтобы заполучить магию, которой у него нет. Вторая скрывает «магический» секрет от своего народа, много лет назад магию запретившего. Разумеется, однажды они встретятся и тут же вляпаются в общие неприятности...

Однако, на самом деле, начало истории вовсе не здесь. Она начинается не с описанного выше конфликта, а с таинственного чёрного пера... И ещё загадки! Ведь один из персонажей, не назвав своего имени, обращается к нам, читателям, на заре приключения, говоря, что всё видит и знает, но нам придётся угадывать, кто он такой. К тому же, зная способность Крессиды Коуэлл закручивать сюжет, простого решения этой интригующей путаницы мы не дождёмся. Забегая вперёд, скажу, что лично мои ожидания от книги оправдались на все сто процентов. Может, даже на сто один?..

За две части этой небольшой книжки можно побывать и в Лихолесье, и в Стане Волшебников и в Железном Оплоте Воителей. В месте, которое разделяет мир живущих в гармонии с природой и мир максимально далёкий от него. Разнообразные волшебные существа: от вредных крошечных спрайтов до огромных мудрых великанов, познающих тайны Вселенной. Дома на деревьях, турниры и подземелья — всё это на страницах вместе с инструментами, что играют сами по себе, россыпью чёрных перьев и уже такими родными иллюстрациями Крессиды Коуэлл. Но будет ошибкой считать «Волшебников Однажды» просто развлекательной книжкой.

Хочешь ли ты, дорогой читатель, подержать в руках настоящую Книгу Заклинаний? Пусть она и выглядит небольшой, но, на самом деле, в ней целых 6.304.560 страниц! Ведь это самое полное руководство по миру магии. В ней можно найти не только уйму полезных заклинаний, но и перечень всех магических существ прошлого и настоящего. С её помощью можно узнать, кто такие рогры, спрайты, снегокоты, оборотни... А также какие разновидности Великанов встречаются в лесах, из какого дерева лучше изготовить посох Волшебника и почему Ведьмы опасны (а главное, как с ними бороться, если они вдруг не вымерли). Это и многое другое можно узнать, задав книге верный вопрос, то есть написав его в ней же. Правда, если ты не силён в правописании или магический алфавит внезапно перестанет работать, придётся листать страницы вручную. Скажу тебе честно, это очень утомительное занятие. Да и автор её, как выяснилось, далеко не писатель и кое-где умудрился налить воды побольше, чем иные студенты в своих дипломных работах. Зато Крессида Коуэлл, к счастью, знает, что делает и пишет книги так, что от них очень сложно оторваться!

На первый взгляд, сюжет может показаться знакомым, ведь в центре внимания не только дети из враждующих народов, которые вынуждены работать вместе, но ещё и дети «не-такие-как-все». Да, да, всё верно: Зар и Виш совсем не похожи на своих соплеменников, а тем более на родителей. Окружение высмеивает и отталкивает их за это, кто-то вынужден скрывать своё «я», чтобы казаться правильным, кому-то скрываться поздно и надо как-то жить в сложившейся ситуации. А тут ещё и «переходный возраст» во всей красе... В результате они оба нарушают запреты и совершают поступки, к последствиям которых могут оказаться не готовы. Объяснений, конечно, тоже никто слушать не станет. По крайней мере, Зар и Виш так думают. Они «знают» своих родителей и даже боятся их, что толкает случайных союзников на отчаянные и безрассудные шаги! Толкает на риск, возникший из невозможности быть услышанными, не говоря уже о том, чтобы быть понятыми. Потому эта книга, дорогой читатель, не просто приключение, но ещё и небольшое подспорье в общении родителей и детей.

Ситуация Зара чем-то напоминает Иккинга Кровожадного Карасика Третьего (история которого была так хороша, что от сравнения не так то легко удержаться). Не-такой-как-все мальчишка, сын короля-чародея, уважаемого и сильного. Старший брат — красавчик и умница — потешается над ним (народ, впрочем, тоже не отстаёт), а его идеи кажутся людям несусветным бредом. На этом сходство кончается. Парень из кожи вон лезет, чтобы доказать всем, включая себя самого, что способен на большее, но пока безуспешно.

Не волнуйся, милый читатель, буквально через пару глав после знакомства с Заром Великолепным тебе захочется дать ему хорошего увесистого пинка! Во-первых, потому что этот парень совершенно никакой лидер. Нет, у него есть верные последователи: спрайты, волки, юные волшебники, говорящий ворон, снегокоты, Великан и даже медведь. Но то ли они слишком добрые, то ли просто глупые, потому что я бежала бы от такого «командира» сломя голову! Собственно, кое-кто действительно от него удерёт и размер свиты Зара со временем поубавится. А кое-кто и вовсе «отдан» ему отцом, фактически против воли. Калибурн — мудрый ворон, которого выходки Зара довели до облысения — и вовсе приставлен к мальчику в качестве няньки. Друзей, как таковых, у самовлюблённого волшебника нет вообще.

Зар просто ходячая катастрофа: отнюдь не потому, что позорит свой род отсутствием любой магии, а потому что его выходки не дают волшебникам жить спокойно. Стоит ему придумать новый способ разжиться магией — он тут же бежит воплощать его в жизнь. При этом рискует не только он сам, но и вся его свита. Рискует собственными жизнями! А Зар? Он беспечно распоряжается ими, как ему вздумается. Подумаешь, Ведьма! Подумаешь, тёмная магия! Ведь он же «Избранный», Единственный и Неповторимый! Ха! Как бы не так!

Эх, честно говоря, такого дурня ещё поискать надо. Пример для подражания из него тоже так себе. Этот парень вообще ни о ком, за исключением себя самого не думает. В глубине души даже хочется, чтобы он получил по заслугам и, наконец, задумался о ценности тех, кто всё ещё готов за ним следовать, закрывая глаза на отсутствие магии, его выходки и насмешки пополам с упрёками со стороны семьи и вообще всего народа волшебников. Но когда это действительно случится, парня захочется искренне пожалеть. Потому что для этого ему придётся посмотреть в глаза риску лишиться дорогого и близкого существа. Но только так Зар начнёт понимать, что в мире есть кто-то, кроме него самого. И жизнь этого «кого-то» важна не меньше его собственной. А поможет ему в грядущем опасном приключении (в которое он впутался по своей же вине) не-такая-как-все-воители принцесса Виш.

С другой стороны, народу и особенно ближайшим родственникам Зара, тоже хочется предъявить пару-тройку претензий. Допустим, в какой-то семье родился волшебник без волшебства. Родитель опозорен и разочарован, более везучая родня потешается над ним, утверждая за счёт «неудачника» своё превосходство, а прочие радостно поддерживают всё это. Нет ничего удивительного в том, что Зар пытается добыть себе хоть какую-то магию любым, даже самым опасным способом. Ведь жить в таких обстоятельствах, под всем этим «позорным» давлением попросту невыносимо! Его старший брат, Лутер, намеренно и бесцеремонно «тычет пальцем» в недостатки Зара, да что там, в него весь народ «тычет пальцем», а посмешищем быть не хочется никому.

Калибурн как-то сказал:

Мир даёт тебе то, что ты отдаёшь миру! <...> Поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой, а не то поступятся тобой!

Надеюсь, он прав и Мир ещё отвесит Лутеру шикарную оплеуху (а может и магию приберёт заодно, чтобы поменьше ею хвастал). Но, к сожалению, на данный момент, Лутер — любимчик отца, а тот, ко всему прочему, король.

«Да уж, быть отцом и королём одновременно куда сложнее, чем кажется на первый взгляд. Все окружающие думают, что они справятся лучше, чем тот, кому не повезло быть и родителем и монархом».

Это правда. Сын, который по глупости своей подрывает твой авторитет всё равно остаётся твоим сыном и наказывать его ох, как не легко! Вот только он об этом не знает, а отец, в свою очередь, с воспитанием не справляется. Человек, которому достаточно шевельнуть мизинцем, чтобы приструнить оппонента, не может просто выслушать родного ребёнка! Не говоря уже о том, чтобы попытаться его понять. Так чего он тогда от него ждёт? Он дал ему всё лучшее, кроме своего понимания и одобрения. Соответственно, никакого понимания в ответ он от него не получит. Может, поэтому Зар и стал таким невыносимым хулиганом, влекущим за собой разрушения... Между прочим, из таких обиженных зазнаек вырастают отличные злодеи и предатели, прямо таки высшего сорта!

«Терпение — очень важное качество при общении с детьми. Всегда стоит попробовать взглянуть на произошедшее с их точки зрения!»

Калибурн снова прав. Но кто станет слушать мудрого ворона, когда этот кто-то сам себе на уме? Единственный плюс во всём этом — умение Зара сражаться. В самом деле, кем будет волшебник без магии? У этого парня есть все шансы выжить в критической ситуации, в отличие от его соплеменников. Даже если ко всем проблемам добавится один нежелательный труп... И да, не всё потеряно. Сердце то у нашего бунтаря всё-таки доброе :)

В процессе чтения задала себе вопрос: почему, собственно, главные герои всегда (ну, или просто очень часто) какие-нибудь наследники из королевских семей или вроде того?

Вот Зар — сын главного чародея.

Вот Виш — дочь королевы Психоры.

Правда, Зар, всего лишь ВТОРОЙ, а Виш и вовсе СЕДЬМАЯ, но всё-таки...

Подумав, пришла к выводу, что это верное решение. Если герои, которым суждено изменить мир и есть, то они должны быть как можно ближе к тем, кто находится у власти и иметь на них ну хоть какое-то влияние. Тем более, дети. Тем более (будем надеяться) всё-таки любимые дети. Не так ли? Вот только любовь этим родителям стоило бы проявлять почаще. Не то, чтобы они делают это как-то по-своему, нет, скорее они это делают весьма скрытно. Настолько, что дети почему-то твёрдо убеждены в обратном.

Возьмём, к примеру, короля Энканцо. Да, он могуч и силён, и всё такое. Пожалуй, очень трудно любить сына, который только и делает, что подставляет тебя (хоть и делает он это, чтобы завоевать твою же любовь). Особенно, когда твой народ обеими руками каждый за то, чтобы изгнать хулигана из племени, наплевав на «родственные связи». Даже его старший брат. (Тут напрашивается вопрос: где мама? Нам, читателям, о ней ничего не известно.) Но неужели за все 13 (!) лет не нашлось ни одной возможности поговорить по душам?!! К счастью, всё оказалось не так безнадёжно, по крайней мере, пока...

Психора — совсем другой разговор. Она очень понравилась мне, как персонаж. Ледяная, жестокая, хитрая, рассудительная, идеальная с иголочки и проницательная до дрожи. (К слову, где её муж, или, может, мужья, мне бы тоже хотелось узнать. Виш явно пошла не в неё.) Психора появилась в сюжете, как настоящая дива, вошла своей царственной походкой. Мне нравится, что она не кричит, но при этом вселяет ужас и почтение. Королеву слушаются беспрекословно, её трудно вывести из себя. Она строга ко всем в равной степени, но Виш, кажется, больше всех не достаёт её благосклонной улыбки. Именно Психора пока является самым загадочным персонажем из всех. Как показали события книги — тайн у неё немало (не смотря на то, что она появилась в сюжете далеко не сразу и почти не принимала участия в нём). Раскроются ли они? Как знать. Подождём. Но узнать их было бы очень интересно.

Теперь, наконец, Виш. Это милое растрёпанное сокровище по-имени «Желание». Во-первых, она принцесса. Не сказать, чтобы ей это нравилось, но уж как есть. И секретов у неё не меньше, чем у воинственной и хладнокровной матушки. Возможно, чем-то они всё-таки похожи. Где-то о-о-очень глубоко в душе. Настолько глубоко, что сами не знают об этом. Психора и правда мало времени уделяла девочке (остальных сестёр мы, кстати, не видели, а хотелось бы). Виш — принцесса, но вечно лохматая, чуть-чуть неуклюжая и неказистая, как все подростки в самый трудный для них период взросления. Она прихрамывает на одну ногу, носит чёрную повязку на глазу и совершенно не любит сражения. Но Виш — воитель. По крови. И по призванию. Только Судьба сделала её воином совсем иного склада... Но за этим уже прошу в саму книгу.

Как и у всякой принцессы, у Виш есть свои спутники: подмастерье телохранителя, временно его замещающий, и питомец-друг. Вот только первый одного с ней возраста и мгновенно засыпает, когда чего-то боится, так что толку от него в бою никакого, а второй... ну, нет, тут пусть будет интрига. Виш нисколько не пытается отыскать приключений на свою растрёпанную голову, напротив, она изо всех сил старается быть НОРМАЛЬНОЙ принцессой воителей. И не смотря ни на что любит свою мать. Может быть, Виш и правда ни на кого не похожа, но никто и ничто не отнимет у неё рассудительности и храбрости в самый опасный момент.

Стиль Кресси не узнать нельзя. Многое в этой книге осталось недосказанным. Но по старой памяти уже хочется ловить любую мелочь, потому что «мелочью» она выглядит только сейчас. По крайней мере, надеюсь на это. Крессида Коуэлл не только пишет интересные истории, нанизывая бусины — события на общую нить, чтобы в конце получился ряд, целостная картинка, она делает это классно! Чего стоят сравнения: «ветви деревьев были узловатыми и кривыми, как помыслы злой ведьмы», и так далее. Сравнения, которые в этой истории уместны, как нигде. Новая порция витиеватых ругательств тоже тут, как тут. Ведь, когда впутываешься в историю, иногда случается и такое, из-за чего ну просто нельзя не ругаться! Рисунки, к слову, неотъемлемая часть истории, буквально продолжение и дополнение её. А ещё все эти внезапные БАААМММ! прописными буквами и «хр-р-рус-с-ст» вместо «хруст», чтобы передать значимость, громкость или иное качество звука. Всё перечисленное выше делает историю живой и оживает она прямо на глазах. Формат сказки тоже выбран не зря. С этой книгой пока не всё ясно, но уже интересно и хочется двигаться дальше. Тем более, что личность рассказчика всё ещё скрыта от нас (хотя я подозреваю...).

«Никто не знает правила этой игры».

Ну, разве что сама Крессида, которая точно знает толк в увлекательных и поучительных приключениях.

P.S.

В этой книге действительно два героя и они — заявка на серию не менее интересную и длинную, чем «КПД». В этот раз, история была, в большей степени, про милую Виш, но, сдаётся мне, что про Зара мы тоже не раз прочтём. Он же просто не может не напомнить каждому встречному о том, что он «Избранник Судьбы!». Так я подумала, закрывая книгу. С тех пор Крессида Коуэлл успела дописать всю серию целиком и состоит она всего из четырёх книг. Жаль, что на русский из них перевели только две... Но, может, в будущем? Иккингу тоже ведь «повезло» с переводом не сразу. Но даже только первая книга, в отрыве от остальных, стоит того, чтобы потратить на неё своё время.

Источник