Больше рецензий

Lika_Veresk

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

27 ноября 2022 г. 18:30

1K

4.5 Идеальный муж – «это что-то такое… ненастоящее»

В прекрасной комедии Оскара Уайльда всего за сутки развернется череда неожиданных головокружительных событий, которые сначала поставят респектабельную семью Чилтернов под удар, а затем вдруг сложатся удачнейшим образом для ее будущего. Выясняется, что сэр Роберт, баронет, товарищ министра иностранных дел, в молодости совершил неблаговидный поступок (а по сути – должностное преступление), что обеспечило его дальнейшее материальное преуспеяние. Его 27-летняя красавица-жена Гертруда, сотворившая кумира из своего супруга, не готова расстаться со своими иллюзиями и поверить в неприглядную правду, а потому упорно ищет доказательств, что ее муж – само совершенство. Только непонятно: если она так уверена в его достоинствах, какое значение для нее имеет подтверждение / опровержение лорда Горинга?!

Этот самый лорд Горинг – типичный для произведений Уайльда персонаж: светский бездельник, занятый лишь тем, что «каждое утро катается верхом в Хайд-парке, три раза в неделю бывает в опере, переодевается по меньшей мере пять раз в день и каждый вечер обедает в гостях». Он прожигатель жизни, живет лишь для удовольствий, но при этом вызвал у меня явную симпатию. Это философ в облике денди. Именно ему принадлежат самые яркие и меткие парадоксы и сентенции, включенные в пьесу: «Любовь к себе – это начало романа, который длится всю жизнь», «В наше время ничто не производит такого благоприятного впечатления на слушателей, как хорошее, совершенно затёртое общее место» и т. д. Или, например, мое самое любимое:

«…понять людей можно, только если иметь к ним милосердие. Жить с людьми можно, только имея к ним милосердие. Потому что любовь, а не немецкая философия, – основа жизни».

Именно этот урок он фактически преподаст жене своего друга. А еще объяснит ей: «Назначение женщины не в том, чтобы судить нас, а в том, чтобы нас прощать, когда мы нуждаемся в прощении. Ее дело миловать, а не карать». Ведь, действительно, нет людей идеальных, и хорошо, что Гертруда окажется способной это понять.

Уайлду блестяще удался собирательный портрет высшего английского общества, лицемерного, продажного, порочного. Показаны светское злословие, механизмы порождения сплетен, плетения интриг, их губительное влияние на репутации. Причем важны здесь как те, кого мы встречаем в доме Чилтернов, так и внесценические персонажи. Например, некий барон Арнгейм – эдакий искуситель для главного героя. Он проповедует «евангелие золота» и власть над миром, достигаемую с помощью богатства, играет на самолюбии Чилтерна. При этом барон наделен тонким умом, изысканными манерами, огромным обаянием, что подчеркивает притягательность зла (такой тип героя встречаем и в «Портрете Дориана Грея», видимо, подобный характер был очень интересен писателю).

Драматургическая техника автора – выше всяких похвал! Блестяще использованные традиционные комедийные приемы – подслушивание, недоразумение, qui pro quo, перехваченное письмо – играют здесь новыми красками. Не случайно эту пьесу высоко оценил не кто-нибудь, а сам Бернард Шоу. Интересно также было наблюдать, как в пьесе воплотился эстетизм Уайльда: буквально все герои достаточно остроумно охарактеризованы через сравнения с полотнами различных художников. Я даже бросилась смотреть репродукции их картин в интернете)

Прочитано в группе «Драматургия».
«Покорители вершин»
«Горка из европейских писателей» в группе «Austenland».