Больше рецензий

19 ноября 2022 г. 19:32

1K

3 Некие англосаксы — раб, недалекий обыватель, и шут, его случайный попутчик, — прихватив с собой собаку из западной псарни, в темном лесочке не совсем за тридевять земель от замка Ротервуд пасут свору хрюкающих подсвинков... Какого иблиса тут происходит??

Ну, не знаааю. Лет в 13 мне очень зашло. И в 16 зашло. А сейчас как-то не зашло. Даже и сказать-то особо нечего. Кто-то сетует на пространные описания, на большой объем, на скуку во время прочтения... Так вот — ни первого, ни второго здесь нет, а третье, если оно и есть (пожалуй, есть), то не первое и не второе ему причиной. Ну, серьезно, автор неплохо могет в пафосные речи, но описания, которых все так боятся, — а ведь, по большому счету, в книжке что не диалог, то описание, — бывают и позабористее и поописательнее, и эти описания им и в подметки не годятся, а объем... хахаха, ну что это за объем? Прямо скажем, даже как-то мелковато.

У Вальтера нашего Скотта все сладко да гладко, — мы знаем, что всех спасут, что благородные останутся благородными, и им воздастся за их благородство, что подлые останутся подлыми, и будут, конечно же, сурово наказаны (самим богом или богом через людей, тут у нас классическое Средневековье, знаете ли). Вот где предсказуемость, вот где тоска. Не надо пенять мне на то, что я когда-то это уже читала, — клянусь, я все забыла напрочь и помнила только, что здесь будут лесные разбойники, Ричард Львиное Сердце и поединки на копьях. Впрочем, да, самое важное я и запомнила.

Герои делятся на полностью положительных, полностью отрицательных и тех, которые не могут войти в эти две категории, как бы им ни хотелось, — пусть они зовутся забавными. Положим, это еврей из Йорка, шут, монах-отшельник, приор Эймер или де Браси (ладно, он не забавный). Но и они также делятся на категории — на тяготеющих к положительным и тяготеющих к отрицательным. Следовательно, с некоторой натяжкой, всю массу героев можно делить на два. Это... не плохо и не хорошо, это — класека. Я не могу жаловаться на это.

Все так быстро, все так просто. Конечно, красиво — все эти рыцари, тамплиеры, густые леса, средневековые шмотки, но все же, все же... Мы то и дело скачем от героя к герою (класека #2), а кульминционный момент, — пожалуй, осаду замка Торкилстон, самую серединку книжки, когда заглавный и как бы "главный" герой валяется в постели с дырочкой в каком-то там боку, можно считать кульминацией, ведь это класека #3, — так вот этот момент, чрезвычайно растянутый в повествовательном времени, автор показывает как бы с разных сторон, от лица разных героев, то есть если мы и продвинулись здесь вперед, то только от лица А, а сейчас мы как бы откатимся назад и пойдем опять вперед, только уже от лица Б. Вооот где тоска. Автор думает, что вот сейчас он благосклонным читателям такое откроет, такое откроет... Но читателям ведь свойственно и предполагать, любезный автор.

...трон предназначался для королевы любви и красоты. Но кто будет этой королевой, было неизвестно.

Ну, да, конечно. А интрига с Черным рыцарем? Сто страниц до конца (из 280-ти), а мы все еще не знаем, кто он такой. Конечно, конечно, автор туманно намекает, но мы не поддаемся на провокации. Эй, да здесь есть кое-что получше! Автор дает интереснейшее предисловие... Да кто их читает, правда? Правда, я в 13 лет не читала. Нет, хватит томить читателя, и вот на лесной полянке, прикончив всех врагов, один говорит: я — Ричард Львиное Сердце! А другой восклицает: а я — Робин Гуд из Шервудского леса! Все ахают — вот оно что!

o-r.jpg

Хотелось бы что ли какой-нибудь снисходительной иронии автора по отношению к древним заблуждающимся людям, но нет, автор на серьезных щщах рассказывает все эти сказки о доблести и красоте, о вероломстве и предательстве, о божьем суде, преданных слугах, благородных танах и веселых английских йоменах. О, какой же остроумный шут Вамба (классический шут, острослов, доходяга, король и шут в конце — класека #4), какой смелый и великодушный Ричард, какая красотка леди Ровена, какая умница Ревекка, какой честный добряк Гурт, какой душка Айвенго... А лесные разбойники, каждый другого лучше и краше, а Локсли, этот гений спортивной стрельбы и недоделанный Мефистофель?

Ибо кто творит добро, имея неограниченную возможность делать зло,тот достоин похвалы не только за содеянное добро, но и за все то зло, которого он не делает.

Слушайте, у них у всех столько достоинств (я разумею героев из категории положительных), что в какой-то момент мне даже стало совестно "находиться" в столь выдающемся обществе, потому что, увы, примерить на себя сии достоинства я уже не могу. А гады — такие гады, рррр... Мерзейший Джон Анжуйский (да это все потому, что он Анжуйский!), Фиц-Урс, Фрон де Беф (кст, он и его сожительница Ульрика успели поучаствовать в шекспировском "Макбете"), Буагильбер. Ффууу. Воплощенное зло. Гадость, просто отвратно. Просто отвратно, что все так просто. У Буагильбера такой богатый потенциал, в такую он ситуацию попал интересную, что если бы все это было чуть глубже, чуть сложнее... таким не стали бы зачитываться тринадцатилетние. По Скотту Буагильбер — просто негодяй, кому-то он кажется харизматичным негодяем, но, как по мне, то до харизматичного он не дотягивает, а просто негодяй — ну что это? И они там все такие. Вот Седрик Сакс — он ведь бунтовщик, мятежник, заговорщик, неудачливый борец за дело саксонцев. Он противостоит самому королю! Но так вяло противостоит, что этого почти не заметно. А Ровена и Ательстан, которых Седрик принуждает (и так же вяло) к браку? Какие между ними отношения? Никаких, абсолютно, они даже парой фраз за всю книгу не перемолвились. Любовь Ревекки к Айвенго так же неопределена. А леди Ровена — какая она, кроме того, что красивая и блаародная? Герои говорят и делают только то, что им нужно сказать и сделать, чтобы дальше тянуть сюжет. Что же будет, что же будет? — единственный вопрос читателя и класека #5. Если у нас книжка про средневековых рыцарей, битвы и поединки, то кто-то обязательно должен умереть. Расстраивать читателей автор не собирается — и сулит погибель персонажам самым второстепенным, но если и этим автор все-таки кого-нибудь да расстроит, то он поспешит исправиться в конце — и нас ждет чудо воскрешения! Получилось, конечно, довольно смешно, но лучше бы автор этого не делал... О нет, что вы! Автор не потерпит ни капельки несправедливости на страницах своего романа. И да, я не поняла, сколько все-таки лет Ательстану?

Все у наших героев классно, книжка заканчивается свадьбой. Класека. Не могу сказать, что книга плоха, но так же не могу сказать, что она хороша. Пожалуй, хороша по-своему. Имеет место быть. Даже так — куда же нам без таких книжек?