Больше рецензий

Jedaevich

Эксперт

по ложной слепоте, множественным лицам и фукаццу

8 ноября 2013 г. 14:41

451

2

Пока многонациональный читательский мир пытается хвалить и ругать одну из главных больших книг 2013 года, "Инферно" Дэна Брауна, у русскоязычного читателя появилась отличная возможность сделать то же самое с произведением русскоязычного же автора, новая книга которого выходит бодрым 80.000-ным тиражом. Судя по всему, "Застава" - первая долетевшая птица отряда "погранцовых", и то ли ещё будет/может быть.

Много говорить об этой книге не хочется - она того не заслуживает. "Застава" банальна, вторична и абсолютно лишена ощущения прекрасного. Авторская чуйка подвела Сергея Лукьяненко: вместо флагмана новой серии имеет место быть произведение, как будто лежавшее в столе лет эдак 20 и выпущенное только потому, что в эпоху крайней народной популярности низкопробного чтива форм-фактора "Попаданец в ..." автору отчаянно захотелось увеличения количества дензнаков на собственных счетах. Если начать разбираться, дело может быть в чём угодно, но кого интересуют причины, если осечка - это осечка?

История персонажей "Заставы" - это самый избитый сюжет русской фантастики образца нулевых-десятых: многострадальные "попаданцы". Есть наш мир, есть мир где-то по соседству. Миры отчасти соприкасаются, из одного можно частично влиять на условия жизни в другом. Основная парадигма, отличающая Центрум от других миров - в нём не может существовать пластик. Именно поэтому мир застыл где-то в аналоге порубежья "земных" XVIII-XIX вв. Но дальше этого общего описания автор не идёт - никаких экскурсов, никаких сравнительных характеристик и духа чего-либо особенного, магического, невидимого задверья. Есть пара клиффхангеров, но по прочтению книги можно сделать вывод, что раскрывать их предполагается силами других авторов в последующих книгах серии.

О ты, хотевший получить стимпанк - огорчись. Его здесь, как выясняется, не подразумевалось - при том, что издатели интригующе подмигивали. При имеющихся исходниках вполне возможно было предположить, что автор двинется в этом направлении. Ничего подобного. Но это не настолько важно, а вот что важно, так это факт: мир не раскрыт абсолютно никак. Цитируя одного из ключевых персонажей, у Лукьяненко получилась "бьютофория". Несколько проскоков по вершкам = итоговое абсолютное непонимание, зачем защищать, скажем, Центрум от Земли, или Землю от Центрума, и нужно ли вообще что-либо защищать. Отдельной белой нитью проходит очень, очень, ОЧЕНЬ большое количество ненужного бытописательства "для объёма", абсолютно мыльного и ничего особенно не добавляющего ни смыслу, ни героям, ни описательным характеристикам истории.

Персонажи здесь блёклые, наполовину деревянные и одинаковые - отличить одного от другого получается с трудом: разговаривают одинаково, мыслят одинаково, мораль одинаковая, несмотря на возрастной разброс от 15 до 75. Так не бывает. Имена стираются в памяти достаточно быстро, характеры не развёрнуты. Среднестатистический лукьяненковский главный герой здесь растянут на пяток персонажей, и сделано это ровно с той степенью распылённости, чтобы хорошо не получился ни один.

Если говорить о структурном наполнении, история скачет. С совковых посиделок, пропитанных духом щщей, тополей на плющихах, лэнгвичем бывшего коммуниста и авторским продактъюзментом - к не вполне понятной в силу своей затянутости роад-стори -> к бытовому триллеру -> к стандартному попаданческому боевичку. Финал вызывает только один вопрос: зачем вообще было читать эту книгу. Во первых, никого ни жалко, никого, а во-вторых, никакой морали, никакой. Что же касается общего вектора мысли Лукьяненко, всё, что можно по этому поводу было сказать, сделал уже лет 15 назад старомудрый Джордж Карлин. И Лукьяненко ни нового ничего не выдал, ни на что-либо умнее не сподобился.

Итог: пустая, ординардная и, кажется, худшая книга господина Лукьяненко на настоящий момент. Отчасти потому, что это действительно слабый текст, отчасти - ввиду серийного характера истории. Жаль, что таланта вполне самобытного в своё время автора стало хватать только на то, чтобы "работу работать", писать макулатуру для нулевого читателя и больше следить за уровнем продаж собственных книг, чем уделять собственно творчеству. Вброс не прошёл.

Ветка комментариев


Лучшим элементом книги показалась обложка.


Картинка неплохая (напоминает по стилю оформление кинговской серии), но шрифты-то какие гадкие!


Ну, как-то да, махровенько. С другой стороны, если брать в плане сочетаемости текста с обложкой, то есть, есть что-то общее.

А у тебя лисица очень крутая и точно стимпанковская на авке. Як звать?


Её зовут: "Вот тебе картинка, ставь на аву" (Граф Т.)


Редкое имя какое-то. Ненашенское. Ох уж эти графья с ихнею фразеологичностью. Премудрый Страшила, однако, был бы искренне счастлив, вплоть до почти религиозного экстаза, я почти уверен.


Обложка как раз весьма на стимпанк намекает. А вот Дже сообщает, что нет стимпанка :(( Значит, налицо введение потребителя в заблуждение, кхм.
Шрифты посмотрела. Основной нормальный, но колонтитулы действительно гадкие, тут ты верное слово подобрала.
Проглядела заодно несколько страниц. Божечки, как скучно-то :(