Больше рецензий

peggotty

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

5 ноября 2013 г. 09:46

6K

5

Мы все, наверное, догадываемся, что, если рассказать историю Гарри Поттера без вмешательства волшебства, вероятнее всего получится нечто среднее между хардкорной версией "Оливера Твиста" (в работном доме имени Святого Брутуса худенького очкастого мальчика в честь знакомства смывают, допустим, лицом в туалет, а лорд Волдеморт бледнеет лицом и жопой перед безучастной жестокостью какого-нибудь Бамбла-бидля) и сводками криминальных хроник. Нетрудно понять, что добряка мистера Браунлоу и цветущую огромным сердцем сестричку Рози в сюжет за шкирку притаскивает сердобольный Диккенс, чтобы хоть как-то отсрочить действие на жизнь бесконечных сайксов и фейгинов, которые в любую книгу могут без приглашения пролезть из реального мира. Еще проще понять размах волшебной палочки миссис Роулинг, когда она в одну секунду превращает сироту-задротика из затрудненного жизнью подростка в могучего колдуняку, который и мир спасет, и в менеджера не превратится.

Но, как оказалось, не всегда возможно догадаться, что же случится с осиротевшими гарри или оливером, если их автор будет по возможности обходиться без уличной магии, а включит мальчику жизнь помощнее, в которой, как известно, бывает и плохое и очень плохое, но редко - без нашего полного в том участия.

Тринадцатилетний Тео Декер остается полусиротой после теракта в музее, где он навеки застывает между до и после, между ошметков голландских мастеров, окончательно умерших натюрмортов и вполне бывших живыми частей человеческих тел. Его мать, идеально прекрасная женщина, с первых же страниц упорхнет в ноосферу, густо населенную викторианскими матерями-ангелами, которые с течением литературного времени хоть и перестали глядеть на своих детей с медальонов через завесу проливаемых теми слез, но, как и, допустим, Лили Поттер для мальчика Гарри, не превратились от этого в нечто менее золотистое и покойное, оставшись для них олицетворением навеки утраченной версии детства. Оглушенный взрывом, пылью, переломанной надвое жизнью и разговором с умирающим стариком, которого он еще минуту назад видел целым и не на слишком причудливо согнутых ногах, Тео выбирается из музея по темным дымным проходам с картиной в руках, маленькой почти картонкой, покрытой сполохами пушистого желтого и палевого - работой голландского мастера Кареля Фабрициуса "Щегол" (1654), которая потом всю жизнь будет волочиться за ним неизбывным чувством вины.

Отсюда перед Тео развернется почти диккенсовская дорога, лишенная правда викторианского заразительного румянца больших приключений, когда куриный бульон творит чудеса, а очистительная лихорадка и впрямь приносит очищение. Тео поочередно будет таскать в душе вместе с кражей картины то раскольниковское пост-лизаветинское окровавленное самоощущение, то сонечкин драдедамовый платочек - ровно по тем же причинам, что и герои достоевского: когда жизнь так невыносима, да хоть и бы и старушку убить, что ли, да хоть бы и о душе задуматься, разве что у Тео всё вместо мыслей о душе постепенно покроется викодиновым флером и неосуществимой любовью к рыжеволосой Пиппе, которая вежливой, морфиновой Эстеллой будет проноситься по сюжету всякий раз, когда жизнь Тео будет совершать новый виток. Из полуантиквариатной атмосферы приемной семьи с крабовыми канапе и прохладно-платиновой миссис Барбур, живущей будто бы на удаленке, Тео предстоит попасть на окраины Вегаса, где нет ничего, кроме песка, недостроенных домов по бросовым ценам и нового друга Тео на всю жизнь, который всю дорогу будет казаться читателю Ловким Плутом, чтобы в самом конце вдруг сбросить лохмотья и предстать перед нами Духом Рождества. Борис Павликовский, возможно, единственный русский во всей современной англоязычной литературе, который ни разу не произносит na zdorovye, зато идеально употребляет выражения вроде "I was v gavno as usual" и весь как будто немножко вылезает из банки со сгущенной русской литературой: когда из темной как деготь русской души на поверхность вдруг вываривается здоровая философия: в жизни, как известно, не бывает ничего ни до черноты плохого, ни до белизны хорошего, а потому, снимай платочек, милый, зачехли топор, да давай-ка уже выпьем и поедим - не себя самих.

К концу романа жизнь и история Тео, отчаянно не-волшебного "Поттера", как зовет его Борис, достигает какого-то недиккенсовского, а скорее роулинг-стайл пружинного напряжения, когда кажется, что вот-вот, и достоевский возьмет верх, и прольется читательская кровушка, и покатятся головы, потому что тошно жить на свете пионеру Декеру, который и ни от кого не ушел, а весь пророс наружу внутренней елкой и необдуманными поступками, и, кажется, что уже ничего не спасет его от себя самого, кроме как с размаху головой на эшафот, как вдруг вступает Диккенс. И невероятный, сворачивающий кишки сюжетный заворот (а сюжет там есть, и еще какой - мисс Тартт не просто заставляет Тео сорок лет жрать с пола песок пустыни в ожидании того, пока туда закатится манна небесная, нет, там будет все: от трудов и дней черного рынка по сбыту антиквариата до, знаете, ли обращения с оружием) вдруг развязывается в рождество, c явлением настоящих ангелов и плотным завтраком. И потом наступают и слезы, и очищение, и блины с икрой, и Диккенс хоть и не начинает, но выигрывает.

Оригинал записи в LJ

Комментарии


Я уже трепещу заранее, по хорошему жуткая рецензия же.


Когда я дочитала процентов до 92 (ах, эти новомодные электрические книги!), то думала, что умру от напряжения. Тартт гениальна, конечно.


От ваших отзывов I am na sed'mom nebe as usual.


Очень интересная рецензия, спасибо. Уже скачала книжку, теперь буду предвкушать :)


Ох,новая книга Тарт!!


Рецензия - блеск. Даже не зная книги наслаждаешься. Спасибо!


Товарищи, а где вы ее раздобыли в электронном виде?


Купила на амазоне.


Знаете, друзья, Донна Тартт - прекрасная писательница, которая к тому же написала не так уж много. Думаю, что ее книги вполне можно законно купить. Спасибо.


:)
А ведь вам было достаточно просто попросить не обсуждать в комментариях где можно найти эту книгу, а не удалять сообщения, в которых не было ни ссылок, ни направлений куда-либо.
В таком случае, вам следует удалить и мое первое сообщение, в котором я написала, что скачала книгу, ведь я вполне могла скачать ее незаконным образом :)
Ваша позиций действительно достойна уважения, я вам обещаю больше никого никуда не направлять в комментариях к вашим рецензиям :)
Простите.


Касаемо покупок на Амазоне - вы какой картой пользовались? А то он у меня две карты отклонил, а я хочу на Audible книгу купить...


Знаете, я всегда пользуюсь одной и той же - visa classic, проблем никогда не было.


Я не столько про тип, они-то везде принимаются, сколько про банк. Например, у моей подруги, которая тоже на Амазоне часто покупает книги на Амазоне, Сбербанк не принимается, только Райффайзен....


У меня карта вообще какого-то пробизнесбанка, осталась со старой работы еще.


А счет в рублях? А то, может, в этом дело?


Нет, скорее всего, дело в том, что амазон не принимает визу электрон и еще какой-то вид маэстро.


OK, спасибо, буду думать.


Знаете, я только читаю еще и вашу замечательную (убеждена) рецензию потому отложу "допотом", чтобы не ломать впечатлением интересного, сильного, остроумного человека собственного, которое в процессе.
Но я хочу поблагодарить вас за книгу, от вас первой услышала о ней год назад и весь год под сурдинку думала, что прочту когда-нибудь. Начать случилось в последних числах декабря и ощущение, что если и не главная книга года, то замечательный рождественский подарок - точно.
И таки-да, начала читать по-английски, не с Тартт, с Кинга, о него всей головой еще в детстве ударена. Вы - одна из моих путеводных звезд и даже не стыжусь пафоса.
Еще раз спасибо и с Рождеством.


И вам спасибо, я рада, что книга понравилась и что вы начали читать в оригинале. Сразу столько еще книг можно прочесть и не ждать перевода!:)


Ну да! Гарри Поттером просто так не назовут. Особенно, русские:-) приходится оправдывать прозвище!
Спасибо, очень сильная рецензия.