Больше рецензий

14 ноября 2022 г. 06:04

1K

4.5 Да кто такие эти ваши "искатели ветра", лопни твоя жаба!?

С этим произведением Пехова я познакомился еще в школьные годы, и тогда мне цикл "вроде бы понравился". Сейчас, спустя десяток лет, решил освежить память и перечитать "Ветер и искры", но уже с супругой. Чуть ранее в этом году был так же перечитан "Страж", и впечатления у нас остались положительные.

Удалось ли первой книге нового цикла повторить "успех" предшественника?  Да.

Для начала считаю необходимым написать, что за последние несколько лет я прочитал*(или попытался) произведения популярных фэнтези авторов:  Ротфусса, Сандерсона, Хобб. И вот из этого всего наиболее "приятным" для меня оказался "Архив Буресвета" Брендона Сандерсона. НО! Даже это, казалось бы, массивное и проработанное произведение где-то на середине начинает жутко буксовать и скатываться в сплошное нытьё и хождение на месте.

Такой проблемы я не наблюдаю у Пехова ни в "Страже", ни в "Искателях ветра". Эти книги просто приятно читать и не хочется пролистнуть несколько страниц однообразной чуши, которую часто любят маскировать под "раскрытие персонажа". Да, у книги, конечно же, есть свои огрехи, и о них я напишу ниже, но эти огрехи совсем не портят общей картины.

"Пепел и сталь" того же Сандерсона я закрыл примерно на 100-ой странице после мучительных попыток продолжить чтение нудной и неинтересной истории. "Ученик убийцы" Робин Хобб также был признан скучным ничтожеством и отправлен на полку (издание красивое, иначе, наверное, отправился бы на продажу). "Имя ветра" показалось неплохим фэнтези, но 2-ая и 3-я книга продемонстрировали, что Патрик Ротфусс не способен выстроить адекватную вселенную и общий сюжет.

Ну что ж, заканчиваем вступление и перейдем к действу

o-r.jpg


События развиваются неспешно, но только первое время. Затем начинается стремительный путь из точки А в точку Б, где одна напасть следует сразу за другой. И нет, здесь это не превращается в банальность и плохо прописанный сюжет. Всего в меру. И смертей именных персонажей, и убийств, и различных "чеховских у-таков", которые нам оставляют на "потом".

В точке Б тоже всё неплохо, но, на мой взгляд, могло быть чуть получше. Сюжет полностью смещается к ГГ, практически оставляя "за бортом" остальных персонажей. Зато добавили еще интересных и харизматичных второстепенных героев и закинули несколько "альсгарских удочек". Также тут присутствует значимое камео для любителей другого цикла Пехова.

Спойлерить сюжет не буду, но главное - читателю хочется узнать, что произойдет дальше. Хочется открыть следующую книгу и почитать про похождения Серого, Ласки, Лука, Га-нора и других. А не это ли главное?

Характеры персонажей хоть и типичные, но раскрываются правильно и постепенно. Да, у них, вроде как, нет третьего дна с терзаниями разума и совести, но оно и не нужно. Ну не обязан персонаж быть невероятно глубоким там, где в этом нет надобности.

Что мне особенно понравилось, так это то, как себя ведут Нэсс и Лаэн. И в мыслях и в действиях видно, что они заботятся только друг о друге, при этом не являясь совсем уж какими-то законченными людьми. Каждому на их пути очевидно, что ради своей второй половины они готовы на всё и даже больше. И это показано ПОЛОЖИТЕЛЬНО. Подобного настолько мало в современных произведениях (не только фэнтези), что становится даже приятнее читать.

В ином произведении впору наткнуться на рассуждения о "здоровых отношениях", "личных границах" и прочей белиберде слабого современного человека. Или, если говорить о другой стороне крайности, "традиционных ценностях", "рождении детей - как цели жизни" и прочей белиберде старой консервной банки.

Слава Мелоту - здесь такого не наблюдается.

o-r.jpg


Что еще понравилось:

Обыденность смерти. В этом цикле не приукрашиваются убийства, но и не смакуются с извращенной маниакальностью (за исключением одного индивида, но тому положено).
Разнообразие рас. Да, они, в целом, ничего необычного из себя не представляют, но пока что органично вписываются в мир.
Главные злодеи и полузлодеи. Проклятые загадочны и совсем не просты. Впрочем, их более "светлые" оппоненты явно таят свои секреты. Больше и о тех и о других мы, скорее всего, узнаем в следующих книгах. Но затравка интригует.
Главная героиня. Лаэн остается женственной и интересной, в отличие от множества "сильных и независимых" героинесс современности. Она не машет мечом, а разбирается элегантно (магия, маленький арбалет, кинжал); не грубит недоброжелателям, но умеет поставить их на место. Не боится довериться своему мужчине и показать слабость.


Что не понравилось:
Броня ГГ. Нэсс и Лаэн постоянно говорят про то, как им будет сложно биться с врагом, но, по итогу, довольно просто расправляются с огромным количеством противников. Такого нет в главах Лука и Га-нора, и за них действительно переживаешь больше.

Чувствуется некая "мэрисьюшность" ГГ. Но, опять же, практически в любом фэнтези читатель прекрасно знает, что у главного героя всё будет хорошо вплоть до самого конца (а может и после него). Исключения составляют произведения без ярко выраженного ГГ, но с десятками и сотнями второстепенных персонажей, которых можно косить направо-налево, не отрезая тем самым себе возможность к дальнейшему написанию книги.

Множество фразеологизмов, поговорок и ненужных нововведений. Этот "бич" российского фэнтези яростно отхлестал меня в невероятно плохом "Проклятом металле" Павла Корнева, и теперь я обращаю внимание на подобное ВЕЗДЕ. Даже если к месту, а тут, к сожалению, часто не к месту. Не вяжутся русские поговорки с миром Хары. Не верю я в эти "минки" и "нары", всё равно в голове минуты и часы, так, спрашивается, зачем оно всё? Уг его знает.

Но вот "лопни твоя жаба" звучит довольно аутентично, почему бы не проявить креатив в подобных моментах, а не в изменении устоявшихся в сознании единиц времени? Еще один вопрос для Уга.

1-r.jpg

Еще хочется написать многочисленным отверженным и оскорбленным рецензентам, что обращение "моё солнце", употребляемое главным героем произведения, прекрасно отражает его любовь и не требует никакой "многообразности". И это абсолютно нормально и даже правильно, обращаться к своей возлюбленной (в том числе и в своих мыслях) в подобном ключе [исключая богомерзких "заек"]. Здесь нет никакой необходимости придумывать каждый раз новое обращение. А вот если вас вдруг называют "Эй ты" или "Принеси трусы", то предлагаю пересмотреть жизненные приоритеты.

По итогу получилось хорошее крепкое фэнтези, которое не грех и перечитать через десяток лет. Персонажей запомнил, сюжет интересен, читается приятно - ко второй части цикла готов.

"Искатели ветра" это:

НЕ лопнувшая жаба
Моё солнце
Мягкий запрет на имена длиннее 5 букв
Славный рыцарь Порк, которым овладела пятисотлетняя дева
Внуки, которые не дождутся деда в доме у озера

o-r.jpg


Ответ на вопрос из заголовка находится в самом конце книги!

P.S. здесь рецензия на весь цикл