Больше рецензий

9 ноября 2022 г. 12:39

157

5 Так сложились обстоятельства

Ну, что тут сказать? Хмелевская как Хмелевская. Вы либо ее любите, либо нет. И если вы ее любите, то каждая ее книга будет для вас радостью… как вообще писать отзывы на величину как Хмелевская? Ну ворвется вот какая-нибудь вся "нитакая" Муся, луп-луп глазками и скажет свое любимое и нонче модное "а меня вот не зацепило", ну и кто будет тут дурочка? Я, вон, ни Стругацких не люблю, ни Геймана, ни Роулинг, ни Мартина (двух последних я и писателями-то не считаю), ну дак я и не пойду в рассуждения о них. Одно дело в своем бложике мнение высказывать, другое дело куда-то с этим мнением приходить, принудительно его доносить. Есть такие писатели, отзывы на которых определяют только самих отзовиков, любые - и позитивные, и негативные, - но уже не автора. Есть такие авторы, отзыв на которого уже не может его определить. И это тяжело, потому что нужно, нужно писать отзывы, и на Толстого, и на Хмелевскую, и на Амнуэля, и на Булычева, нужно рассказывать следующему поколению про них, чтобы и новое поколение могло расширить свои горизонты видения, могли чувствовать жизнь ярче. И молодежь, выросшая на фанфиковом писеве, должна писать отзывы. И на мастодонтов тоже. Как говорится: "ибо сим всякого дурость явлена будет" (да, оригинал указа Петра вот так звучит, и там, не чтобы речь держали не по писанному, а чтобы каждый указ своей рукой подписан был. См. Указ ближней канцелярии от 7 сентября 1707г).
Но я из старперов, для меня писать отзыв на Хмелевскую, как вот как-то был у меня случай, в одном экономическом журнале, куда я пишу свое ценное мнение, мне как-то предложили прокомментировать правила жизни Павла Дурова, которые он публикует ежегодно, под новый год или типа того. Я не стал. Я, вообще, не знаю, ну вот кем надо быть, чтобы комментировать правила жизни Паши Дурова. Ричардом Брэнсоном разве что. ну потому что ну вот ты блогерка с парой десятков тысяч подписоты и ты считаешь, что Паша Дуров живет как-то не так. И совершенно серьезно говоришь, ребзяааа, Паша-то ничего в жизни не понимает. Но дело-то в том, что Паша, в базе-то, живет как хочет. То есть его правила жизни привели его к той жизни, которую он хотел. А вас? А ваши правила жизни привели вас к тому, что вы живете, как хотите? Ну вот если да, то вы не можете возражать Паше, потому что вы идете одним путем. А если нет, то ну это нелепо и жалко тогда комментировать. Вам не нравится ни его жизнь, ни его правила, вы так не хотите, ну и для кого будет ваш комментарий? Если люди, вообще-то, хотели бы жить так, как им хочется. Или так как Паша Дуров. А как вы они вряд ли хотят жить. Я весьма уверен, что и эксперты, и читатели того экономического журнала живут хуже, чем Паша Дуров.
Господи, почему я столько то про Пашу, то про Мусю, то про журнал? Я же про Хмелевскую пишу! А знаете, пишу в стиле Хмелевской)) потому что вот про это ее книги, вот за это я ее люблю.
Мы все знаем, что пани Иоанна пишет детективы, но разве в ее книгах главное детектив? Или даже расследование? Или достоевщина преступника? Конечно, нет, убитого никогда не жалко, не потому что он был какой-то неприятный тип, а просто некогда, ее героям совершенно некогда заниматься мертвыми, когда столько всего интересного среди живых. Мелочи, бытовуха, - нелепая до фарса! - люди, одни, другие, грандиозные невероятные дела, которые настолько вплетены в обыденность, что этот органичный калейдоскоп жизни поражает достоверностью. "Так не бывает!" - иногда хочется воскликнуть, читая пани Иоанну, и тут же вспоминаешь какой-нибудь грандиозный абсурд из своей жизни, и думаешь: "ну нет, у меня-то так сложились обстоятельства, так просто двоюродный брат сказал, что тетя…" и, кажется, что видишь, как улыбается пани Иоанна. Про это она и пишет. Все ее книги можно бы было назвать: Так сложились обстоятельства.
И вот если вам интересно читать про бесконечные причинно-следственные, которые происходят постоянно - то вас ждет много радости с книгами Хмелевской.
Что сказать про конкретно "Гарпий"? Это типичная книга Хмелевской, куча подробностей, взаимоотношений, трогательная доброта героев, красивая безжалостность самостоятельных и неунывающих людей. Полицейские такие, какими они должны быть.
Молодая девушка, которая знает 14 языков живет с 3 тетушками, которые, собственно, настоящие гарпии, и тут к ним приезжает богатая крестная ее матери, которая пишет завещание на девушку и теток. И в тот же вечер ее убивают. Мотив есть у всех.
Гарпии - книга уже про Польшу после ухода СССР, но всех политических дрязг, как обычно, в книгах нет. Есть люди, есть бюрократы, Хмелевская как-то умеет акцентировать только вечное, что не зависит от строя. Польшу Хмелевской так легко любить, она такая человечная.
Все ее книги - это ода жизни, а не смерти, ода хорошим людям, а не преступникам. Поэтому с преступника в детективах пани Иоанны всегда смещен акцент, да какая разница, кто там преступник, когда в доме кончились лимоны, и нужно прикрутить мойку, и жениться, и найти склеп миллионерши по фотографиям… жизнь не останавливается ни на секунду, обязанности, работа, отношения - вот это главное, а политика и преступления, это, право, ну такие мелочи жизни.

Билет в историю