Больше рецензий

Anais-Anais

Эксперт

ни разу не эксперт

1 ноября 2013 г. 14:58

2K

4

«Дело, кажется в том… Что вы, в сущности, не совсем счастливы…»


Ибсена я очень люблю – за глубокий психологизм, за удивительное ощущение реальности персонажей, за вечную актуальность тем, за четкость и строгость в изложении мыслей, много еще за что, и, в частности, за понимание женщин и сочувствие им, что является величайшей редкостью среди авторов-мужчин.
Итак, «Гедда Габлер» - это пьеса о несчастливой женщине. Подчеркну, не о несчастной, а именно о несчастливой. Думаю, многие сказали бы, что это пьеса о недоброй, циничной, дурной женщине, т.е. произведение с полностью отрицательной главной героиней, но я так не скажу.

Гедда достаточно умна, проницательна и чужда самообману. Не могу согласиться с рецензентами, называющими фру Гедду «пустышкой». Гедда умеет выстраивать нужные ситуации, анализировать поведение и мотивы поступков других людей, отдает себе отчет в мотивах собственных действий и не пытается их приукрасить. Да, она довольно часто лжет, но, имхо, лишь тем, кому нельзя не лгать (Теа, Тесману). С Бракком она на удивление откровенна, а, значит, чувствует, кто сможет ее понять хотя бы частично, а кто – никогда и ни при каких условиях.
То, что Гедда не может найти в своей жизни смысл говорит не о ее глупости, а лишь о том, что «смыслы», предлагаемые женщине ее круга и ее времени ей совсем не близки и не подходят. Она заполняла с вою жизнь тем, чем могла и так, как могла: светские вечера, приемы, концерты, прогулки с поклонниками… Конечно, кто-то может сказать, что Гедду никто не заставлял вести именно такую жизнь, что она, генеральская дочка, могла бы тратить время не в пустых светских мероприятиях, а заняться чем-то реально интересным. Но, как мне кажется, нельзя забывать об особенностях характера и влиянии среды и воспитания. И сейчас, в 21 веке, не каждая девушка обладает уникальными талантами, чтобы превратиться в Марию Склодовскую-Кюри и далеко не у каждой хватает мужества и решимости проживать жизнь по-своему , не обращая внимания на то, «что будет говорить княгиня Марья Алексеевна». У Гедды есть огромный интерес к жизни, желание вырваться из своего тесного мирка, узнать, что же там, за стенами генеральского особняка. Именно поэтому ей так интересен Левборг, рассказывающий о «темных» сторонах своей жизни. А в юности так просто спутать интерес и желание ЖИТЬ, а не существовать, с чем-то иным, что чуть было не вышло скандала, но… здравый смысл и умение Гедды постоять за себя оказались сильнее и история отношений Гедды и Левберга закончилась. Советская критика писала о том, что вот, мол, «буржуазная мораль» заставила девушку «подавить свои чувства» к юноше, который «ее любил», и от этого все в итоге так трагично закончилось. Но, мне кажется, что дело далеко не только в этом. Да, Гедда боится жить так, как ей, м.б., и хочется и ее страх осуждение и отвержения обществом, конечно же, одна из ее проблем. Однако, девушка, способная угрожать поклоннику пистолетом, наверное, не побоялась бы пойти за человеком, с которым ей было бы по-настоящему хорошо. Левберг – человек слабый и Гедда не могла не почувствовать эту слабость, и слабость не могла ее не оттолкнуть. Кроме того, будущее показывает, что Гедда была однозначно права, так как Левберг вовсе не любил, а лишь отчаянно хотел быть принятым и любимым. Достаточно вспомнить его последующие слова: «…я изливал Вам душу, признавался… В Вас была особая сила».
Поэтому, расставшись с Левбергом, через некоторое время Гедда, как и все барышни ее круга, выходит замуж, проводит полгода в путешествии и …Гедду накрывает осознание того, что ДАЛЬШЕ ничего уже не будет совсем, только вечная скука и перспектива умереть от этой самой скуки.
И снова наша героиня дает повод для осуждения и возмущения: как же так, замужняя женщина не видит смысла в том, чтобы заботиться о муже, рожать детей и пр.,? Это же просто ехидна, а не женщина! Такую оценку могли бы дать ей даже наши современники, что уж говорить о конце 19 века. Даже далеко не глупый Бракк восклицает:

«Будто у вас нет задатков для того, что для большинства женщин является … призванием?»

А у Гедды этих задатков нет. Ибсен одним из первых затронул тему «других» женщин, женщин без семейно-гнездового инстинкта. Гедда понимает, что она не тетя Юлле, которая молится о продлении жизни тяжело больной пожилой сестры, так как после смерти сестры ей не о ком будет заботиться, не наивная вечная «спасательница» Теа, похожая на жертвенных героинь Достоевского, Гедда – другая, она не может найти себя, она не счастлива и не свободна. Да, можно сказать, что источник ее беды ввнутри ее, но что это меняет? Каждый из нас такой, как он есть, ни больше, ни меньше. Поэтому Гедда не решается на открытый бунт, не идет «в люди», не уходит в монастырь От тихого отчаяния и скуки она берется играть судьбами других людей, но … сталкивается с гораздо более сильным и подготовленным игроком – Бракком и неминуемо проигрывает.
По прочтении пьесы очень захотелось увидеть ее в театре, причем лучше в нескольких вариантах постановок, а еще – посмотреть фильм с Ингрид Бергман.


Вывод: «Гедду Габлер» рекомендую всем, кто любит пьесы Чехова и романы Достоевского, категорически не рекомендую сторонникам патриархата и ярым защитникам «семейных ценностей».

Рецензия написана в рамках Книжного путешествия

Ветка комментариев


Спасибо, Надь. Я вряд ли скоро обращусь к Ибсену.
Парадоксально, но слишком люблю его Пер Гюнта с тех времен и не хочу забивать впечатления. Он вообще не показался похожим ни на пьесы Чехова, ни на романы Достоевского (которых не люблю по большому счету).
А за Пер Гюнта, что напомнила о нем, спасибо.


По мне "Пер Гюнт" слишком "мужской", чтобы я его любила, но, наверное, надо перечитать. И тебе спасибо.)


Ты очень права, мужской. Но ассоциировала себя именно с ним, читая.


Во мне этого совсем нет, поэтому, наверное и не "мой" герой.


А мне перечитать захотелось. Во мне тоже нет, слишком серьезна и ответственна, но герой мой.


Что-то я задумалась - вот негативный Анимус есть (Гедда мне близка), а позитивного - ни фига нет и с годами не отслеживается Что-то со мной не так. Буду перечитывать "Пер Гюнта" точно.


Анимус - это мужская составляющая, нет?
Женская Анима?


Мужская - да. Но по Юнгу в каждом человеке есть и Анимус и Анима, у у обоих есть позитивный и негативный аспекты.


Сейчас пролетела галопом по "всокращении", почти не помню уже сюжета, но меня чаровали стихи, помнится. Лучше все-таки пьесу перечитаю.


Вот и у меня теперь прямо зуд пьесу перечитать.)


ну давай вместе, я даже Сарамаго своего отложу на сегодня


Я только если ближе к ночи. А что ты у Сарамаго читаешь?


Книгу имен.
И знаешь, Ибсен роскошно читается под Грига фоном. Попробуй послушать Финал, он не на слуху, как танец троллей или Сольвейг, но потрясающая струящаяся музыка


"Книга имен" по описанию очень завлекательная. Я сама недавно "Год смерти Рикардо Рейса" прочитала, как-то очень удачно Сарамаго пришелся.

Ибсен и Григ - это идея, спасибо.

А еще вспомнился фильм "Воспитывая Риту", где она предлпагала радиоспектакль по "Перу Гюнту"


А вот фильма не видела.
Про тебя и Сарамаго кое-кто мне говорил.
Очень завлекательно, согласна.


Фильм милейший, про парикмахершу в поисках себя решившую учиться литературе.)

Про тебя и Сарамаго кое-кто мне говорил


Ты меня пугаешь.)


Да не пугайся, есть у тебя поклонник, Рыцарь без страха и упрека и моя большая любовь (нет-нет, все в рамках)


Рыцарей не то, чтобы боюсь, но предпочитаю встречать с оружием в руках. В смысле, в своих руках.)

Про рамки я не сомневаюсь.)


Н-ну ты не так уж не права.
Мой опыт взаимодействия с Рыцарями обнаруживает у них порой чудовищный фрустрированные вещи под сверкающими латами.
Но этот моя (см.выше)


Можно любить и чудовищно фрустирированные вещи. Это же чудовищно интересно.

Просто из меня довольно фиговая "прекрасная дама".


значит не будь Прекрасной Дамой, на твой век и других ролей хватит. Чем плоха Травести или Субретка?


Шутка в том, что по сути я именно-таки Дама, просто фиговая.)


Тебе видней про себя. Я то вот ни разу не Дама.


Конечно, не Дама. Ты живая и теплая. Дамы - малогодные существа.


Малогодные - в смысле "в малых годах"?
Ну, я то уж точно в зрелых.
Я подозреваю (озираясь с опаской) что мы все тут живые.


Неееее, малопригодные для чего бы то н было, кроме как бросать белые платки Рыцарям.)

По сравнению с тобой я как бледная тенью


О-й, вот только вот этого вот не надо.
Белые платки - это классно.
Уехал славный рыцарь мой четырнадцать лет назад и на прощанье я ему приворожила взгляд.


Как правду скажешь, так сразу и "не надо". Я, вот, и привораживать не умею, разве что - наоборот.


Я тоже боюсь со страшной силой всяких приворотов и в жизни никого не привораживала.
Единственное обещание, которое затребовала от меня в целом далекая от эзотерики мама, когда входила в возраст - не пытаться привораживать. Дала со спокойной душой и ни разу соблазна не возникло нарушить.
Вот чтобы отворожили, было, сильно хотела. Но пришлось уж перемучиться.


Я не боюсь. Просто не умею, не оборудована.
И не уверена, что стала бы привораживать, если бы умела. Мечталось-то всегда о свободной воле.


Ну да, мне тоже кажется тупо делать из человека коня с шорами на глазах.


В моменты острой влюбленности и отчаянной слабости мне хотелось, пожалуй. Эх, я...


О, меня этот соблазн миновал, даже в моменты острой влюбленности или отчаянной слабости.
Хотя, если совсем честно, я не верю в привороты.


Ну так и я не верю. Я имею в виду, что в минуту слабости, наверное, могла бы воспользоваться такой опцией, если бы она была.)


Понимаешь, в чем дело, я ВООБЩЕ не верю.
Ну, то есть, скорее склонна в Бабу Ягу, там, поверить или во что-нибудь наподобие. Только не в это. А раз не веришь, неча и пытаться.


И я не верю.)
Это из серии абстрактных сказочных возможностей на тему подумать: "А что, если бы...".


Но я верю, например, что человек при определенных условиях может летать или обрести невидимость, или проходить сквозь стены.
В это верю, можешь считать меня дурой последней.


Не буду считать. Я не очень понимаю феномен веры в целом, поэтому не мне судить.


В утилитарном его значении для двигания гор посредством имения с горчичное зерно мне тоже не очень понятно.
Но в отвлеченном, верю и все.


А я ни в каком не понимаю. Вера - это некое допущение, сделанное без оснований, предполагаемая вероятность. Иными словами, лишнее понятие.


Почему без оснований?
Если кто-то верит, то уж наверняка имеет для того довольно оснований.


Если есть основания, значит, он знает.


А это не одно и то же?


По мне так принципиальное разное. Мы же "верим", что собака - это зверь о четырех лапах и с хвостом, мы знаем. А в дракона можно только верить.


Да и мы знаем, что если ВСЕ существует, то кто-то это создал.


Верим. Откуда знать-то? Это область допущения.


Ну как же, если это есть, значит мы знаем, что есть.


Мы знаем, что два человека могут родить третьего. А о том, например, откуда появились первые люди, есть только гипотезы разного рода.


Некоторые думают, что из обезьян.
Их научил этому тот же человек, который сказал, что жена по-любому лучше собаки


Да хоть от обезьян хоть от инопланетян, хоть сами завелись от грязи, все это - допущения.


Конечно. Но ты, Надюш, все-таки не игнорируй антропологию, как науку.


А я не игнорирую. Но наука на все вопросы еще не ответила. Кроме того, если человек ВЕРИТ, что люди произошли от марсиан, скрестившихся с обезьянами или во что-то подобное, то никакая наука его не убедит.


Думаю, разумный человек склонен прислушиваться к доводам рассудка и к подкрепленным эмпирикой аргументам.


Далеко не все люди разумны.)


Но мы же с тобой не рассматриваем гипотетических "всех". Да и зачем они нам?
Нам довольно как раз разумных.


У разумных разум тоже очень по-разному устроен. Как можно легко наблюдать и на ЛЛ.


О да!
Так смеюсь сейчас. Заглянула в твоего Сарамагу (в комментарии).
Кстати, знаешь, что по-португальски его имя именно так и должно произноситься, с "у" на конце. И они еще могут добавлять впереди определенный артикль о, который редуцируется до "у" как раз в звучании: у Сарамагу.
Меня этими тропами и привелок писателю. Поиск аутентичности, учу португеш (каждый по-своему с ума).
И, да, Пер Гюнта перечла. Спасибо.


Да, я знаю, что он Сарамагу, языка не знаю совсем, но звучание слышала. А еще фаду очень люблю под настроение. Какие комментарии тебя так рассмешили?)

Сама тоже хотела перечитать ночью, но позорно уснула совсем рано, Ибсен бы мной не гордился...


А зачем тебе Ибсен? Мне просто захотелось и я тобой горжусь, если что. Хотя конечно я - не Ибсен.
С появления моей большой любви на букву ша и дальше до выдерживания двоих.


Ибсен затем, зачем и тебе - хотелось перечитать, и сейчас хочется. Но ночью заснула коварная организЬма, а сейчас надо бы поработать.
Перед Ибсеном у тебя большое преимущество. )

Про смешные комментарии понимаю, порой случаются приступы любви отдельных комментаторов друг к другу (и к истине, хи-хи), что не до книги и не до автора, да и мне самой - хоть под лавку прячься.)


А-га. Хоть под лавку.


Думаешь, я зря не прячусь?


Думаю. Прекрасной Даме поневоле приходится на возвышении. Ноблесс оближ.


Дык фиговая же Дама, а не Прекрасная.


Фиговые, Надь, листочки.
Дамы только Прекрасные.
Назвался Груздем...


Дамы - разнообразные.
В отпуске вышивала, сидя под фиговым деревом. Чувствовала себя Дамой.)


Что ты вышивала? Гобелен с Единорогом?


Единорогов мне уже, пожалуй, поздно вышивать. Девушку с книгой всего лишь.


Как хорошо.


Очень успокаивает.


А я как-то не сподвиглась выучиться вышивке. Шью и вяжу, но не вышиваю.


Вышивке крестом и не надо учиться, все интуитивно понятно.
Я умею шить и вязать, но это не подходит для приведения себя в состояние умиротворения.