Больше рецензий

Anais-Anais

Эксперт

ни разу не эксперт

1 ноября 2013 г. 14:58

2K

4

«Дело, кажется в том… Что вы, в сущности, не совсем счастливы…»


Ибсена я очень люблю – за глубокий психологизм, за удивительное ощущение реальности персонажей, за вечную актуальность тем, за четкость и строгость в изложении мыслей, много еще за что, и, в частности, за понимание женщин и сочувствие им, что является величайшей редкостью среди авторов-мужчин.
Итак, «Гедда Габлер» - это пьеса о несчастливой женщине. Подчеркну, не о несчастной, а именно о несчастливой. Думаю, многие сказали бы, что это пьеса о недоброй, циничной, дурной женщине, т.е. произведение с полностью отрицательной главной героиней, но я так не скажу.

Гедда достаточно умна, проницательна и чужда самообману. Не могу согласиться с рецензентами, называющими фру Гедду «пустышкой». Гедда умеет выстраивать нужные ситуации, анализировать поведение и мотивы поступков других людей, отдает себе отчет в мотивах собственных действий и не пытается их приукрасить. Да, она довольно часто лжет, но, имхо, лишь тем, кому нельзя не лгать (Теа, Тесману). С Бракком она на удивление откровенна, а, значит, чувствует, кто сможет ее понять хотя бы частично, а кто – никогда и ни при каких условиях.
То, что Гедда не может найти в своей жизни смысл говорит не о ее глупости, а лишь о том, что «смыслы», предлагаемые женщине ее круга и ее времени ей совсем не близки и не подходят. Она заполняла с вою жизнь тем, чем могла и так, как могла: светские вечера, приемы, концерты, прогулки с поклонниками… Конечно, кто-то может сказать, что Гедду никто не заставлял вести именно такую жизнь, что она, генеральская дочка, могла бы тратить время не в пустых светских мероприятиях, а заняться чем-то реально интересным. Но, как мне кажется, нельзя забывать об особенностях характера и влиянии среды и воспитания. И сейчас, в 21 веке, не каждая девушка обладает уникальными талантами, чтобы превратиться в Марию Склодовскую-Кюри и далеко не у каждой хватает мужества и решимости проживать жизнь по-своему , не обращая внимания на то, «что будет говорить княгиня Марья Алексеевна». У Гедды есть огромный интерес к жизни, желание вырваться из своего тесного мирка, узнать, что же там, за стенами генеральского особняка. Именно поэтому ей так интересен Левборг, рассказывающий о «темных» сторонах своей жизни. А в юности так просто спутать интерес и желание ЖИТЬ, а не существовать, с чем-то иным, что чуть было не вышло скандала, но… здравый смысл и умение Гедды постоять за себя оказались сильнее и история отношений Гедды и Левберга закончилась. Советская критика писала о том, что вот, мол, «буржуазная мораль» заставила девушку «подавить свои чувства» к юноше, который «ее любил», и от этого все в итоге так трагично закончилось. Но, мне кажется, что дело далеко не только в этом. Да, Гедда боится жить так, как ей, м.б., и хочется и ее страх осуждение и отвержения обществом, конечно же, одна из ее проблем. Однако, девушка, способная угрожать поклоннику пистолетом, наверное, не побоялась бы пойти за человеком, с которым ей было бы по-настоящему хорошо. Левберг – человек слабый и Гедда не могла не почувствовать эту слабость, и слабость не могла ее не оттолкнуть. Кроме того, будущее показывает, что Гедда была однозначно права, так как Левберг вовсе не любил, а лишь отчаянно хотел быть принятым и любимым. Достаточно вспомнить его последующие слова: «…я изливал Вам душу, признавался… В Вас была особая сила».
Поэтому, расставшись с Левбергом, через некоторое время Гедда, как и все барышни ее круга, выходит замуж, проводит полгода в путешествии и …Гедду накрывает осознание того, что ДАЛЬШЕ ничего уже не будет совсем, только вечная скука и перспектива умереть от этой самой скуки.
И снова наша героиня дает повод для осуждения и возмущения: как же так, замужняя женщина не видит смысла в том, чтобы заботиться о муже, рожать детей и пр.,? Это же просто ехидна, а не женщина! Такую оценку могли бы дать ей даже наши современники, что уж говорить о конце 19 века. Даже далеко не глупый Бракк восклицает:

«Будто у вас нет задатков для того, что для большинства женщин является … призванием?»

А у Гедды этих задатков нет. Ибсен одним из первых затронул тему «других» женщин, женщин без семейно-гнездового инстинкта. Гедда понимает, что она не тетя Юлле, которая молится о продлении жизни тяжело больной пожилой сестры, так как после смерти сестры ей не о ком будет заботиться, не наивная вечная «спасательница» Теа, похожая на жертвенных героинь Достоевского, Гедда – другая, она не может найти себя, она не счастлива и не свободна. Да, можно сказать, что источник ее беды ввнутри ее, но что это меняет? Каждый из нас такой, как он есть, ни больше, ни меньше. Поэтому Гедда не решается на открытый бунт, не идет «в люди», не уходит в монастырь От тихого отчаяния и скуки она берется играть судьбами других людей, но … сталкивается с гораздо более сильным и подготовленным игроком – Бракком и неминуемо проигрывает.
По прочтении пьесы очень захотелось увидеть ее в театре, причем лучше в нескольких вариантах постановок, а еще – посмотреть фильм с Ингрид Бергман.


Вывод: «Гедду Габлер» рекомендую всем, кто любит пьесы Чехова и романы Достоевского, категорически не рекомендую сторонникам патриархата и ярым защитникам «семейных ценностей».

Рецензия написана в рамках Книжного путешествия

Ветка комментариев


У Ибсена почти во всех пьесах есть либо жертвенные героини типа Теа либо женщины, находящие смысл в том, чтобы о ком-то заботиться (тетя Юлле, Кристина из "Кукольного дома"), но есть и другие - Гедда, Нора.
Мне кажется, что внутренний конфлмикт Гедды - это борьба между полтребностями в комфорте и безопасности и потребности в познании мира, проживании жизни. И, конечно же, она боится отказаться от от относительной безопасности своей привычной жизни, боится, что и в "большом мире" не найдет ничего интересного для себя.


Похоже, мне пришло время снова перечитывать Хорни )))


Я нормально отношусь к жертвенным героиням Достоевского, да и у Ибсена Сольвейг, например, мне понравилась, хотя было ясно, что это скорее архетип, чем человек. Однако впечатлила - силой духа и верой.
А вот домашних слабовольных "муз" вроде Теа я не люблю. Но это таки не к Теа, а ко мне.

Мне кажется, что внутренний конфлмикт Гедды - это борьба между полтребностями в комфорте и безопасности и потребности в познании мира, проживании жизни.
Если сделать шаг за то, что описано Ибсеном, наверное, так.
В самой же пьесе я не помню, чтоб у Гедды хотя бы мысль мелькала, что надо менять свою жизнь, и возникал соответствующий страх. Может быть и даже скорее всего, она этот конфликт не осознавала, тем более что, соглашусь, в XIX веке с вариантами женской судьбы было туго (хотя были, были же примеры), но все ее "иначе" - это чтоб кто-нибудь красиво застрелился. Вся ее трагедия, мне кажется, - трагедия человека грандиозной энергии, не имеющего никакого представления о том, куда ее направить. Поэтому она направляется на эстетику и на (само)разрушение. Очень серьезный урок. Она не способна к созиданию, бог с ними с детьми, но ей и в голову не придет заняться, скажем, творчеством, тогда как сжечь чужую рукопись - это запросто. Это "красиво". Тут ее с Теа Ибсен недаром сталкивает лбами, даже если убрать "женский вопрос".
Ничего она о себе не знала. Вообще ничего, по-моему; действовала рефлекторно, автоматически. Чем больше я думаю над этой пьесой, тем больше мне так кажется.
В XXI веке всех спасет психоанализ)))


В XXI веке всех спасет психоанализ)))


О да! )

я не помню, чтоб у Гедды хотя бы мысль мелькала, что надо менять свою жизнь, и возникал соответствующий страх.


Мне кажется, что тот факт, что она в юности увлеклась именно Левборгом и его историями говорит о том, что ей хотелось чего-то живого, настоящего, пувсть даже некрасивого и разрушительного.

Она не способна к созиданию,


А вот это и есть главная трагедия. У Вуди Аллена в "Интерьерах" есть героиня, о которой говорят, что ей были "присущи все муки творческого человека, но не было способностей к творчеству". С этим реально непонятно, что делать...


она в юности увлеклась именно Левборгом и его историями говорит о том, что ей хотелось чего-то живого, настоящего, пувсть даже некрасивого и разрушительного.
Ей определенно хотелось чего-то живого, согласна.
Но она, видно, совершенно запуталась, бедная.
Левборг и геддин муж, кстати, тоже интересная парочка для сопоставления... Левборг - это такой Моцарт или там Пушкин, огонь, дамы, творчество, а муж - обычный добропорядочный трудяга от науки, налаженный быт, семейный очаг... Если искать в этой истории Сальери из легенды, впрочем, будет им как раз Гедда... она же не "муза", которая нужна Левборгу для дополнения, она действующее лицо, а значит, могла бы быть такой, как Левборг, но не захотела, побоялась или еще там что, поэтому надо, чтобы не было и его... надеюсь, я не слишком углубляюсь в сомнительный анализ.

ей были "присущи все муки творческого человека, но не было способностей к творчеству". С этим реально непонятно, что делать...
Прочитать "Путь художника" Джулии Кэмерон)
Не все гении, но творить может каждый. Если канал самовыражения закрыт - это психологический зажим, а не от природы данная х-ка.