Больше рецензий

2 ноября 2022 г. 20:09

650

5 ОСКОЛКИ В ТЕЛАХ, РУИНЫ В ДУШАХ

«ЗЕМЛЯ, ОДЕРЖИМАЯ ДЕМОНАМИ. Ведьмы, целители и призраки прошлого в послевоенной Германии» ("A DEMON-HAUNTEND LAND. Witches, Wonder Doctors, And The Gosts of The Past in Post WWII Germany") первоклассная работа американки Моники Блэк, известного историка, антрополога, культуролога, профессора. И дело даже не в скрупулёзности автора, хотя количество поднятых и проштудированных ею первоисточников впечатляет (удобно указанные отдельно для каждой главы, они занимают 47 (!) страниц). Речь в первую очередь о узкопрофильной теме, которая, удивительное дело, практически никем не исследуется, и её всестороннем анализе, опирающемся не на чьи-то измышления и домыслы, а исключительно на факты. Существует множество исследований по истории, политике, экономике послевоенной Германии, но не о массовом помешательстве на всякого рода народных целителях и чудо-докторах, что напрямую связано с ментальностью немцев этого периода «пустоты – одновременно нравственной, социальной и гносеологической, разверзшейся с разгромом и крахом страны», когда чувство тревоги, страха, коллективной и индивидуальной вины сплелись в единый неразрывный клубок, когда «культура молчания была не только общим социальным императивом, возникшим из табу вокруг нацизма и войны, – она была рекомендацией авторитетных врачей».

Центральной фигурой исследования Моники Блэк является Бруно Грёнинг, о существовании которого я даже не подозревал, хотя интересуюсь всем, что связано с Германией. Появившись фактически из ниоткуда, этот экстрасенс от «сохи», раздававший страждущим шарики из фольги, стал одним из самых известных персонажей первого послевоенного десятилетия в истории ФРГ. Сотни тысяч видели в нём мессию и воспринимали как чудотворца и исцелителя, как последнюю надежду, как «эмоционально чуткое противоядие от стерильности и равнодушия современной медицины». Были и те немногие, кто называл его «шарлатаном, демоном, сексуальным извращенцем, опасным сумасшедшим, разжигателем массовой истерии». Сам же он «объявил себя Божьим посланником и поведал, что может заставить совершенно искалеченных взрослых ходить без костылей за считанные часы». Моника Блэк в мельчайших подробностях показывает эту скандальную и неоднозначную «историю успеха», продлившуюся десять лет и побуждающую задуматься, как устроена память и подсознание, «если нация может так быстро перейти от строительства Аушвица к созданию мира изобилия, залитого неоновыми огнями». Опираясь на множество архивных данных, автор передаёт настроения, захватившие умы и сердца людей, и препарирует причины происходившего психоза. Сеансы массового исцеления, молитвенные кружки для изгнания своих демонов, всплеск обвинений в колдовстве и борьба с ведьмоманией, магические книги как стимул к совершению преступлений – все эти разноуровневые реакции на духовно-нравственную катастрофу нацизма найдут отражение на страницах книги, читающейся местами как захватывающее расследование. Эта работа – огромная порция пищи для размышлений, она поднимает вопросы социального и этического характера, которые не утратили своей актуальности и сегодня.