Больше рецензий

Erika_Lik

Эксперт

Императрица несерьезных книг

1 ноября 2022 г. 14:16

660

4.5 Спойлер Из женщины нетрудно сделать дуру, когда она боится дать отпор (с)

Пьесы Уильяма Шекспира всегда влекли меня, но пугали - т.к. за стройным поэтическим слогом и красивыми фразами всегда стояла опасность непонимания всего действа, поэтому его произведения всегда откладывала в долгий ящик. Очень рада, что выпала возможность познакомиться с ним - мой скепсис и опасения расвеяны, а желание продолжить знакомство только усилилось после прочтения данной пьесы.

Я не берусь оценивать пьесу с точки зрения ее актуальности тому времени, о котором пишет автор, но с обывательской точки зрения преобладающее чувство после чтения - это глубокое возмущение от сюжета. Я не отрицаю, что возмущение мое базируется на современном обществе и тех базисах, которые есть сейчас, но все же мне бесконечно жаль было Катарину с самого первого ее появления на сцене, которое только усилилось ее дьявольски ужасающим "укрощением".

В центре повествования - Падуя, Италия и семейство Баптисты - отца и двух дочерей на выданье - Катарины (старшей дочери), известной своим "буйным нравом" и Бьянки - девушки кроткой и этакой страдалицы, которая чуть что бросается в слезы по своей незавидной судьбе. Бьянка - любимица отца, который души в ней не чает, купается во внимании женихов, готовых бороться за ее сердце, тогда как Катарина для всех "ненужная помеха" на пути к счастью, ведь отец и слышать не хочет о браке младшей дочери до момента, пока старшая не окажется замужем.
Весь бунт, страдания и всплески эмоций Катарины очень понятны, ведь ее мнения и желания не ставятся ни в грош, а ее добрые порывы и участие в судьбе сестры разбиваются о реальность - нет здесь того монстра, каким ее хотят показать все окружающие. Катарина сильная характером и рядом с ней может находится только такой же сильный мужчина, который сможет противостоять ей и привести ее через тернии к счастью. Петруччо видится именно таким, но вот методы, которые он избрал - вносят в комедию трагические нотки.
И если эпизод знакомства и договора о свадьбе еще забавляют, то откровенное унижение девушки в самый важный для нее день и последующее "укрощение" совсем не веселят (да и кого бы развеселило, когда тебя лишают еды и сна), ну а эпизод в дороге это уже, простите, но откровенный и жестокий газлайтинг, в котором невозможно разглядеть хоть какие-то добрые порывы души, а бедную девушку просто откровенно жаль, ведь ждать ей помощи просто не от кого.
Многое остается за кадром и, конечно, мораль и итог пьесы в ином и финальный монолог Катарины и ее выводы немного скрашивает ее будущее, подкрепляя надеждой на хороший исход, вынося на свет силу женщины, кроящуюся не в грубом противостоянии мужчине напролом, а в ее слабости, и верховенства патриархальных устоев семьи (и, я надеюсь, не через домашнее насилие и тиранию).

Второстепенные линии пьесы тоже интересны и придают ей больше авантюрно-плутовской тон, начинающийся с забавной Интерлюдии и нашедшей продолжение в линии Люнченцио со всеми его переодеваниями и играми. Они милы, но в сравнении с главными героями и их характерами - лишь фон.

Ну а по итогам, конечно, я сильно впечатлена и самой пьесой и красотой языка, поэтичностью диалогов и действий, перемежающихся с прозаичными высказываниями. Читать одно удовольствие, а эмоции только подкрепляют силу произведения

Книгу прочла в рамках игр:
- Собери их всех
- Книжное государство
- Королевские новогодние старты в клубе Тридевятое царство
- Литера Терра в клубе Белая сова