Больше рецензий

Inku

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

31 октября 2022 г. 21:01

596

4 От Питера до Ма-а-асквы

– За начало прекрасной дружбы! – объявил Авилов. И с усмешечкой добавил: - Как вульгарный москвич, я сразу лезу с дружбой. Но вы ведь из Питера, вы сумеете меня отшить изящно.

…Приму Мариинки Дашу Белову указанием властей самых что ни на есть предержащих перевели в Большой. Читатель ждет уж рифму «Волочкова», но ничего подобного, наша Даша не такая. Да и вообще она, пусть и прима, в этом спектакле в лучшем случае на вторых ролях. Зато все события разворачиваются в театре и вокруг него – и Яковлева не упустила случая смачно-залихватски поглумиться над бытом и нравами. Выглядит убедительно, особенно учитывая, что по первой своей специальности она балетный критик.

…Авторитетный бизнесмен 1990-х давно уже перебрался из третьего района порта в Москву, стал недоолигархом при власти и в рамках этого самого привластно-недоолигархического статуса обеспечивает трансфер Даши в Москву как председатель попечительского совета театра, параллельно решая собственные коммерческие, политические, криминальные и амурные проблемы. А по ночам штудирует Юлия Яковлева - Создатели и зрители: Русские балеты эпохи шедевров (ни в коем случае не продакт-плейсмент, во всяком случае не лобовой – не прочитай я эту книжку в свое время, ни за что бы намек не распознала).

…Бывший мент с улиц разбитых фонарей перешел на работу к коммерсам и тоже переехал в Москву, в душе оставшись тем же опером:



Мы отвыкли назвать добро и зло их именами. А в итоге разучились их видеть.

Но только не он, он ищет и идет по следу – сначала по приказу, потом по совести.

И еще с полдюжины геров, главных и не очень. Сюжетные линии переплетаются и наползают друг на друга – да так, что примерно до середины книги непонятно, что вообще случилось. Похищение? Злодейства международной мафии? Борьба бульдогов под ковром? Или это и впрямь просто балетно-производственный роман? А то и вовсе детективно-криминальная комедия положений: ведь по сути все несчастья случились только потому, что кто-то чего-то недопонял, додумал за другого, сделал неправильные выводы.

К финалу, или – раз уж мы в балете – апофеозу, все линии, поизвивавшись напоследок на манер американских горок, будут стянуты в тугой пучок, логичный и психологически достоверный (тут была каменюка в огород Марининой). Продолжая игры в сравнительное детективоведение: «Каннибалы» чем-то неуловимо похожи на романы Дашковой – многофигурностью, продуманными персонажами, четкой композицией. Грамотным русским языком в конце концов.

Несмотря на традиционный дисклеймер «все совпадения случайны», и прототипы, и послужившие основой сюжета события легко реконструируются, да и вообще это типичная-типичная Москва 2018, от силы 2019 года. Фоновое впечатление от чтения странное: так, наверное, воспринимался какой-нибудь Арцыбашев в 1925 году – ничего не нужно объяснять, все культурные умолчания и ссылки очевидны. Вот только мира того больше нет. Исчез навсегда.

…на будущем пелена, на прошлом туман с Невы…

o-l.jpg
03:47

Комментарии


Заинтересовался. Кажется, я об авторе слышал, но именно как о критике и историке балета.  Детективы ее как-то совершенно мимо прошли, надо попробовать ).


Да, она приятная. Едкая и умная ))


Почитал, но не подряд. Там где про нравы балета  - было интересно весьма, а детективная линия довольно быстро начала вызывать отторжение. По причине - уж очень все "грязно". В балете тоже, конечно, всего хватает, но там все же напрямую не убивают. Да и эпизоды многие там поданы с определенным юмором, не особо добрым, но все же ... А тут ... Я стараюсь от таких тем держаться подальше, для здоровья во всех смыслах полезнее ).


Ничего не поделаешь, в наших реалиях и чисто-бытовое убийство приходится вписывать в «контекст», чтобы было хоть сколько-нибудь правдоподобно, мисс Марпл здесь места нет. При этом стремление к эскапизму понимаю и поддерживаю ))