Больше рецензий

30 октября 2022 г. 20:40

336

4 Ревность- привлекательная тема для романа, потому что она театральная, нередко иррациональна, несправедлива, навязчива и чудовищна для всех участников.

Я продолжаю марафон барнсовских романов и на этот раз мой выбор пал на старую, но в новом переводе книгу: "До её встречи со мной"

Барнс пишет о любви. В романе "Элизабет Финч" - романтически-стоическая любовь, в "Как все было" и "Любовь и так далее" - просто романтическая. Этот же роман открывает для нас новый подвид барнсовской любви: любви, наполненной беспокойством, возбуждением, душевной болью, замешательством, неверием, нервозностью, одержимостью, паникой, потрясением, тревогой и ужасом. Одним словом -любовью, наполненной ревностью.

С самого начала мы становимся свидетелями того, что с человеком делает ревность. Сначала мы даже не обращаем внимания на мелкие "чеховские ружья", которые Барнс расставляет то тут, то там. Мы списываем все приступы Грэма на нервозность. Мол, у него второй брак, вторая жена моложе на десять лет, его сомнения можно понять.

Первые же росточки что "что-то не так" возникают на 69 странице, когда Главный Герой по сути сам об этом и говорит:



"Понимаешь, я тебе так подробно рассказал про фильм потому, что это был катализатор"

Теперь мы, читатели, внимательнее обращаем внимания на детали. Замечаем его одержимость объедками Энн, предметами личной гигиены, которые она забыла выкинуть и ролями, которые исполняла женщина до того, как она встретила его.

Роман тяжёлый. Эмоционально тяжёлый. Мы наблюдаем, как человек медленно сходит с ума. Это похоже на то, что мы будто бы подглядываем за чем-то неприличным. Нам не нравится, мы отворачиваемся, но все равно прилипаем к стене и слушаем, смотрим дальше.

В этом романе мне никого не жаль. И одновременно я сочувствую каждому.  Энн, супруга Грэма, которую смело можно назвать жертвой ситуации. Грэма, собственный мозг которого стал врагом и Джека. Писателя Джека, инфантильного, несерьёзного и местами глуповатого Джека.

И больше всего в романе мне понравилась эта фраза, с которой я бы наверняка не согласилась раньше:



"В жизни не надо объяснять если не хочешь объяснять. Не потому, что слушателей нет: есть, и они обычно  страстно жаждут узнать мотив. Просто прав у них нет никаких; никаких билетов на твою жизнь они не покупали.