Больше рецензий

29 октября 2022 г. 18:21

339

4 Спойлер

Автор попытался создать мир, максимально далекий от классических стандартов фэнтези. Это совершенно другой мир, не связанный с нашим, неопределенное время, примерно начало двадцатого века, если проводить параллели, а персонажи имеют имена определенной народности, но не западно-европейские, а больше индийские и восточно-европейские. Хотя, несмотря на попытку создать максимально экзотический для американского читателя мир, Континент явно ассоциируется с Европой, а Сайпур с Индией, хотя и расположен на острове. Полагаю, автор так и планировал, однако все же решил частично поменять национальные атрибуты, и в итоге индеподобный Сайпур не имеет богов, хотя Индия славится своим пантеоном богов, которых почитают и по сей день, а европоподобный Континент наоборот, имеет группу непонятно откуда взявшихся богов, хотя в Европе давно воспринимают древних божеств не более чем мифом.
Автор умело балансирует, разделяя почти каждую характеристику книги надвое, но затем умело замешивает в каждой части частичку противоположного. На Континенте были боги, в Сайпуре нет, одни были божественным народом, другие были рабами, но затем все поменялось, Сайпур уничтожил богов, скинул оковы рабства и сам поработил людей Континента. Позже, конечно, все переросло в политику, Континент стал вассалом Сайпура, вроде суверенное государство, но не может действовать самостоятельно. Вроде же все хорошо, однако из отдельных записей мы понимаем, что не все так однозначно. Сайпур воевал очень жестоко, убивал континентцев тысячами, в том числе невинных, сайпурцы устраивали настоящую резню, а гибель самих богов уничтожило целые страны. Уже после захвата Сайпур запретил жителям Континента учить собственную историю, запретил даже упоминать богов, хотя сами историю учили. Получается, что теперь сайпурцы плохие, ведь континентцы не устраивали резню. Но дальше нам рассказывают о богах, что у некоторых просто начала ехать крыша, они придумывали все более абсурдными эдикты и правила, а за неповиновение также абсурдно карали, увечили и убивали, хотя люди вроде и не против были. Потом уже объясняется, что боги влияли на людей в ровной степени, как и люди влияли на богов. Сумасшествие людей сводило с ума и богов. И тогда получается, что сайпурцы, убив богов, спасли континентцев от самих себя. Таким образом автор сумел довольно интересно закрутить элементы из добра и зла, из хорошего и плохо, правильного и неправильного. Обе стороны совершили много плохого, но много и хорошего, однако одно вряд ли компенсирует другое. Континент держал Сайпур в рабстве, а Сайпур обратил Континент в развалины, породив голод и ужас, но позже Сайпур пришел на помощь обнищавшему и отчаявшемуся Континенту, а не бросил, как мог бы, однако Континент продолжал ненавидеть Сайпур, и не зря, ведь те так много отняли, столько всего запретили, а позже выясняется, что на деле они никогда не планировали делать Континент равным себе по статусу государством, всё это лишь иллюзия и игра на публику. Персонажи даже задаются вопросом: а не становится ли Сайпур таким же безнравственным, каким был Континент. Напрашивается цитата: "Тяжелые времена рождают сильных людей. Сильные люди создают хорошие времена. Хорошие времена рождают слабых людей. Слабые люди создают тяжелые времена." Как по мне, автор умело описал политику, хотя она тут и не на переднем плане.
Но в книге все же и предостаточно минусов. Главный из которых - что за металл такой, что убивает богов? Кадж создал местный криптонит, и пусть нам не объяснили, что это конкретно такое, очень сомнительно, что боги не могли защититься. Одна такая пуля застряла в стене, созданной богом, получается, что любой бог мог просто создать такую броню перед собой и всё. Но сайпурцам как-то удалось убить почти всех богов, способных менять реальность, перемещаться в иное измерение, летать, телепортироваться, обращать людей во что угодно одной мыслью, но спастись от мушкетов оказалось им не под силу. Как и Благословенных, имеющих невероятную удачу. Да и самих континентцев было больше. Странно. Да и почему никто не знал об этом металле? Его же явно было много, люди им пользовались, а потом что, просто он пропал, а люди забыли?
Тема с чемоданом странная. Столько возились с ним, Винья говорит, что пришлет человека его забрать и чтобы Шара не заглядывала внутрь, хотя это просто чемодан - открыл-закрыл. Воханнес Вотров мог бы заглянуть, неужели любопытство не пересилило? Даже Шара заглянула внутрь не из-за интереса, а как бы вопреки запрету. Ну и в итоге за ним никто так и не явился.
Почти с самого начала было понятно, что какие-то боги живы, ожидаешь появления всю книгу, а в итоге как-то блекло. Явился, поорал, зачем-то пошел армией на город, хотя мог, судя по всему, просто в один миг его схлопнуть или сжечь. Боги вроде и могущественные, но иногда какие-то беспомощные и глупые. В итоге сошедший с ума двуединый бог просто попросил его убить и был убит. Ожидал как-то немного большего. Да и его появление тоже какое-то сумбурное: вдруг объявился пропавший годы назад брат Воханнес Вотров и просто выпустил бога. Кто этот брат? Чем он занимался эти годы? Почему он вдруг такой плохой? На что он рассчитывал? Две строчки экспозиции и в утиль. Больше времени было уделено Эрнсту Уиклову, Отцу Города, но посреди повествования он просто пропадает, и его на последних минутах заменяет Волька Вотров, что как-то не очень логично; можно было бы сказать, что Эрнст и был Волькой, но скрывал личность с помощью какого-нибудь артефакта или магии, благо обладал способностями. Жаль только, что богов почти и не раскрыли, их индивидуальность заканчивается на внешности, которой почти нет описаний, и характере, который также описан довольно скупо. Было бы куда интересней, если бы каждый обладал индивидуальными способностями, а так они вроде и используют разные подходы к чудесам в зависимости от личных предпочтений, но какой-то явно конкретики нет. Зевс - бог молний, Арес - бог войны, Гея - богиня земли — мы все это знаем и понимаем, а вот боги в книге не такие определенные, пусть у них есть индивидуальные черты, но они как будто несколько размыты.

8/10 - интересный мир, интересная атмосфера, даже персонажи вызывают отклик, однако наполнение какое-то неплотное, как будто бы чего-то не хватает, какой-то важной детали, ковра, задающего стиль всей комнате. Тайн хватает, но не достает саспенса, особенно учитывая некоторую детективную составляющую. Но все равно довольно добротное чтиво, немного затянутое в некоторых местах и слишком быстрое в других, особенно в финале, иногда со странной логикой отдельных персонажей и условными допущениями, необходимыми для сюжета. Видно, что автор пытался создать действительно монументальное произведение в духе именитых авторов фэнтези и фантастики. Я бы сказал, что он был близок. Полностью сформирую мнение по прочтении всей трилогии, но пока книга кажется не хуже каких-нибудь Хроник Амбера и Дюны, которые многие просто обожают.