Больше рецензий

21 октября 2022 г. 10:59

3K

4 Портрет

Изящным движением правой ладони она оглаживает белый батистовый чепчик, покрывающий плотный клубок змей её причудливо извивающихся призрачных грёз; тихим колокольчиком чувств звенит её сердце под гладким черным футляром платья тесных сословных условностей; тонкие пальцы левой руки коварно ласкают лживые чётки связки ключей от секретеров сонма господских пороков; а в тайном кармане снежного кружевного передника таится флакончик ядовитого раствора для рутинного остова слепой судьбы – жажда свободы. Это – портрет горничной, кисти Октава Мирбо, где полотно выполнено настолько искусно, что кажется полнокровным снимком подлинной жизни.

Прикасаясь к изображению горничной, мастерски заштрихованной в строках дневника, легко почувствовать её мрачный путь к ароматным мягким коврам пышных будуаров буржуазии, насквозь пропитанных грязью пороков. С детских лет Селестина приобрела тяжелое бремя собственной судьбы, где родительская опека быстро растворилась в заспиртованном безденежье материнского разврата после внезапной кончины отца. Услужение и проституция – два указателя в туманном переулке французской глубинки, взывающие к юной девушке тусклым мерцанием надежды на будущее, остались сомнительным символом выбора. И, волею судеб, костюм горничной пришёлся её изысканной красоте к лицу. Селестина становится за нестойкую поверхность конвейера перемены рабочих мест, встречая множества грешных странностей и порочных крайностей за увитыми изумрудным плющом красными кирпичными стенами добротных буржуазных особняков. Развращённое тучным довольством богатства, общество предстаёт в калейдоскопе комбинаций женской алчности, мужского безволия и бесполого невежества, умноженного на надменную гордыню самолюбивого ханжества. Эта громоздкая конструкция, поддерживаемая призрачной гвардией прислуги, вызывает у Селестины ледяную улыбку. С беспристрастностью логики горничная раскладывает дневниковый пасьянс из типажей господских пороков, пребывая в услужении у провинциальных аристократов Ланльеров, своих последних работодателей. Но природными контрастами эмоций она наполняет именно образ прислуги. В пышногрудой соседской горничной Розе, в толстой кухарке Марианне, в перечнях изящных лакеев и стройных метрдотелей, в вереницах сонных кучеров и мускулистых садовников, она открывает души, тромбированные рабским существованием. Их низменные мечты и страхи обнажаются под пером Селестины в жалкие потуги выжить в рутинном колесе судьбы. Выгодно отличаясь незаурядными умственными способностями, девушка отмечает, что тайна интима с пресыщенными барскими отпрысками да сухие объедки с пышного господского стола составляют основу дешевых радостей её круга... Овеществление прислуги, отупелой в раболепном поклонении хозяйской роскоши, но страстно презирающей её беспечных носителей, заставляет девушку с беспощадной откровенностью обрисовать духовное увечье своего сословного слоя:



Прислуга – не есть нормальное, общественное существо… Это что-то нелепое, составленное из обрывков и кусочков, которые не могут ни соединиться, ни разорваться… Это даже ещё худшее, какой-то чудовищный человеческий ублюдок. Он уже не принадлежит народу, из которого вышел, ни тем более буржуазии среди которой живёт и к которой льнет. Он утратил первобытную силу и широкую душу народа, от которого ушел. У буржуазии он позаимствовал все недостатки, наклонности, но не получил средств к их удовлетворению.

И Селестина печально констатирует, что данный психологический диссонанс становится надёжным подспорьем для медленного и спокойного движения жестокой колесницы великого буржуазного века:



Бедняки – это удобрение для той почвы, на которой вырастает жизненная жатва, жатва счастья, собираемая богачами, не желающими ничем делиться с нами…

Портрет французской горничной авторства Мирбо представляет собой прекрасный образец изнанки эпохи. Но за детальным изображением существования шестерёнки общественного строя становится заметным механизм действия буржуазного образа жизни конца ХIХ века. Одновременно, краткая история Селестины становится фоновой темой для демонстрации общественно-политических и социальных изменений: ростки борьбы за права и свободы личности, расцвет антисемитизма…. Психологическое же зеркало горничной отражает влечение к свободе под покровом любви. И, несмотря на чувственную тональность её похождений, сегодня к этой книге довольно сложно прицепить ярлычок «эротика», поскольку нотка последней в ней еле слышима, хотя смысловые предпосылки имеются. Конечно, в своём временном контексте, произведение прозвучало громким вызовом цивилизованной Франции, звучащим целым многоголосьем острых тем. Сегодня сюжет далеко не нов, но это не делает книгу менее замечательной. Несмотря на то, что лица горничных меняются на страницах творческого наследия авторов со скоростью пули, их душа всегда остаётся стабильно одинаковой: стремящейся к желанной свободе, изнемогая под незримыми вожжами сословного ига… Поэтому пером Мирбо было создано очень интересную профессиональную историю личности в рамочке художественной литературы, где портрет горничной воплотил лицо эпохи. Портрет горничной, разорвавшей узы собственной судьбы.
картинка Blanche_Noir
"Прелестная служанка" Леон Франсуа Комер, 1916 г.

Комментарии


Это даже ещё худшее, какой-то чудовищный человеческий ублюдок. Он уже не принадлежит народу, из которого вышел, ни тем более буржуазии среди которой живёт и к которой льнет. Он утратил первобытную силу и широкую душу народа, от которого ушел. У буржуазии он позаимствовал все недостатки, наклонности, но не получил средств к их удовлетворению.

Как хлестко и метко!



пером Мирбо было создано очень интересную профессиональную историю личности в рамочке художественной литературы, где портрет горничной воплотил лицо эпохи. Портрет горничной, разорвавшей узы собственной судьбы.

Значит, можно порадоваться?)

Интересно и образно написала, Ань.)
А французы, многие авторы тех времен... очень метко писали, особенно у них - знание женщин... зачетное.)


Как хлестко и метко!

Да, устами горничной прозвучала истина. Тяжёло было быть таким странным звеном в цепочке общественного неравенства.



Значит, можно порадоваться?)

Ох, Наташ, всё оказалось неоднозначно.

спойлер
Селестина бросила должность горничной, выйдя замуж за мужчину с довольно сомнительным, полупреступным, прошлым и твёрдым взглядом на их общее заманчивое будущее владельцев портового кафе. Да, девушка стала свободной, но, кажется, попала в своеобразную кабалу к мужу. Что, может быть, с таким странным супругом, хуже прежней жизни в услужении. Муж для неё остался загадкой... Каков исход этого союза - увы, автор умолчал.)
свернуть
А французы, многие авторы тех времен... очень метко писали, особенно у них - знание женщин... зачетное.)

Точно.) Французская классика - кладезь исследования психологии женщины.) Да и в целом, литература той эпохи покоряет острым взглядом в глубины человеческой души.) За что её невозможно не полюбить.)

Наташа, спасибо тебе большое за тёплый отзыв и доброе внимание.)

Чудесной пятницы тебе :)


По поводу судьбы героини... почему-то, предстала пред глазами тетушка из романа "Трактир Ямайка", его, я когда-то бросила читать... достала героиня, что младая... такая вся важная и это в то время...
Смотрела фильм, какой-то или сериал, короткий) чтоб уж точку поставить)



Французская классика - кладезь исследования психологии женщины.) Да и в целом, литература той эпохи покоряет острым взглядом в глубины человеческой души.) За что её невозможно не полюбить.)

Согласна с тобой! Чувства людей... они неизменны, потому, и хорошая литература прошлых лет, всегда будет актуальна... мне так кажется)

;)) И тебе, Ань, хорошего продолжения дня!)


почему-то, предстала пред глазами тетушка из романа "Трактир Ямайка", его, я когда-то бросила читать... достала героиня, что младая... такая вся важная и это в то время...

Хм, знаешь, а ведь таким мог быть вариант развития истории. Смутно помню тётушку, но точно так же, как и ты, когда-то не смогла дочитать роман. При всей моей любви к автору, "Трактир "Ямайка"" улетел в список недочитанных. Мне всё время казалось, что дю Морье там решила перевоплотиться в Диккенса, но результат вышел... пресным. Про экранизацию и не слышала... Хороший фильм?)



Чувства людей... они неизменны, потому, и хорошая литература прошлых лет, всегда будет актуальна... мне так кажется)

Подпишусь под каждым словом.)
Чувства ведь - понятия без времени.) И на страницах классиков они дышат пульсом подлинной жизни.)

Спасибо за пожелание:))


Хм, знаешь, а ведь таким мог быть вариант развития истории.

Все составляющие... он - бандит.)



При всей моей любви к автору, "Трактир "Ямайка"" улетел в список недочитанных.

О, как, неожиданно совпали) Многие же читали... хвалили... а я неШмогла) Так что, приятно быть с тобой во компании.;))



Про экранизацию и не слышала... Хороший фильм?)

14- го года сериал... мне его посоветовали... впечатления смазаны)))
героиня - так же бесила, не скажу что - фонтан)))


О, как, неожиданно совпали) Многие же читали... хвалили... а я неШмогла) Так что, приятно быть с тобой во компании.;))

Жму тебе руку во имя солидарности по книжным разочарованиям.)
А у меня, кстати, этот роман дю Морье - не единственный, который я не осилила... Был ещё "Полёт сокола", недолетевший до цели моей души.) Может, когда-нибудь, я и возьмусь за него снова, но с "Трактиром" покончено точно.))



14- го года сериал... мне его посоветовали... впечатления смазаны)))
героиня - так же бесила, не скажу что - фонтан)))

Так, к сериалу надо будет присмотреться.)) Интересно режиссёрское видение героини.) Но, если она такая несносная даже в кадре, кажется, мнения относительно её книжного образа сходятся не только у нас с тобой.))


А у меня, кстати, этот роман дю Морье - не единственный, который я не осилила... Был ещё "Полёт сокола", недолетевший до цели моей души.)

Хы, его я, как-то бросила слушать)))) так что и тут совпали))



Так, к сериалу надо будет присмотреться.))

За него бралась, ибо, было сказано, что он предельно по книге...



Но, если она такая несносная даже в кадре, кажется, мнения относительно её книжного образа сходятся не только у нас с тобой.))

По фильму можно ее потерпеть, но... ну ты и дура... может сорваться))) и не раз)


Хы, его я, как-то бросила слушать)))) так что и тут совпали))

Хаха, какие интересные совпадения.)) Наверное, всё дело в наших вкусах.)



По фильму можно ее потерпеть, но... ну ты и дура... может сорваться))) и не раз)

Ага, теперь я знаю, чего следует от себя ожидать во время просмотра.)) Всё равно же интересно хоть одним глазком глянуть фильм.))


Наверное, всё дело в наших вкусах.)

Наверное)



Всё равно же интересно хоть одним глазком глянуть фильм

Конечно, тем более, всегда можно выключить, если что не так.;)


Ничоси портрет, я про обложку)


Да, портрет искусный.)
Даже удивительно, что обложку украсила такая почти рубенсовская обнажённая будуарная дама, при том, что книга лишена либо-каких фривольностей.)
Наверное, таким образом издательства подогревают читательский интерес.))

Спасибо, что заглянули.)


Это купальщица Ренуара)
Спасибо за рецензию!


Катерина, спасибо Вам за чудесное дополнение!)
Моей первой ассоциацией стали полотна Рубенса.) Я и не знала, что автор Ренуар, хотя картина очень известная...) Чисто внешне девушка мало напоминает книжный образ горничной, но сама купальщица, безусловно, прелестна.)

Благодарю Вас за внимание.)


С детских лет Селестина приобрела тяжелое бремя собственной судьбы, где родительская опека быстро растворилась в заспиртованном безденежье материнского разврата после внезапной кончины отца.

Ужас какой-то! Как же сложно разорвать такой тяжёлый семейный сценарий!



Выгодно отличаясь незаурядными умственными способностями, девушка отмечает, что тайна интима с пресыщенными барскими отпрысками да сухие объедки с пышного господского стола составляют основу дешевых радостей её круга...

Умной героине особенно сложно находиться внутри такого круга. Но зато есть шанс всё-таки вырваться.



Портрет горничной, разорвавшей узы собственной судьбы.

Ух ты! Ей всё-таки удалось разорвать заколдованный круг. )

Спасибо за изящную рецензию, Анна! )


Как же сложно разорвать такой тяжёлый семейный сценарий!

Да, кажется, незавидная жизнь в услужении была лучшим исходом из возможных, потому что страшное детство не предвещало героине светлых путей. Жалко таких детей, несчастных узников семьи.



Умной героине особенно сложно находиться внутри такого круга. Но зато есть шанс всё-таки вырваться.

Вы правы, Людмила. Ощущая себя отдельным звеном в однообразной цепочке своего круга, героиня имела шансы на освобождение. Вот только цена её свободы была сомнительной.



Ей всё-таки удалось разорвать заколдованный круг. )

Отчасти, да, ведь обременительное платье горничной было сброшено.) Но, на мой взгляд, её дальнейший жизненный путь стал довольно неоднозначным, на что тонко намекает автор. И, может быть, жизнь в услужении была ещё не самым худшим вариантом для существования.

Большое спасибо, Людмила, за тёплое внимание!)