Больше рецензий

Ataeh

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

18 октября 2013 г. 22:45

3K

4

Книга неоднозначная и поэтому даже еще более интересная.

Основную философскую доктрину можно изложить так. Долгое время существовало просвещенное, власть имущее меньшинство, которое управляло инертным и косным и необразованным большинством. Большинство, сознавая свою ущербность и невозможность руководить и выбирать путь исторического развития, не имея для этого ни специальных знаний, ни умений, ни силы воли, радостно подчинялось тому меньшинству, которое всем этим обладало. Аристократичное меньшинство, по мнению автора, имело как привилегии, так и обязанности, одно вытекало из другого: своим трудом они зарабатывали себе право на особое отношение и обладание тем, чем простой люд не мог обладать, как в силу отсталости производства, так и в силу отсутствия тех качеств, которые были у меньшинства(образование, ответственность за принимаемые решения, служение идее и.т.д.), которые давали право на что-то претендовать. С ростом производства и внедрением новых технологий, достижений науки, массы, ранее не имевшие возможности потреблять те блага, которые раньше были доступны избранным, обрели ее. Улучшение качества медицинского обслуживания, относительно безбедное существование и широкий спектр гражданских прав и свобод привели к тому, что у обывателей появилось больше возможностей для потребления благ, а усложнение жизни, производства, специализация и бюрократизация способствовали тому, что человек перестал понимать, как функционирует цивилизация, по каким законам, да просто, откуда берутся те или иные материальные и нематериальные ценности, окружающие его. У обывателя появилось ощущение, что они просто есть, как данность, что они всего лишь берутся откуда-то, а не добываются огромным трудом,он перестал сознавать, что это работа слаженного, обладающего сложной структурой механизма, состоящего из множества элементов, и лишь при правильной работе на всех уровнях организации возможна производительная деятельность. Это слишком сложно для понимания.

Все вышеуказанные факторы и несколько других, для краткости не изложенных, способствовали появлению парадокса 20 века: "человека массы".Он хочет потреблять блага, доступные в ходе истории лишь меньшинству, но не желая принимать на себя ту ответственность, которая являлась неизбежной спутницей привилегий. Тот факт, что достаточно развитая цивилизация (совокупность гражданских прав, технического обеспечения и.т.д.) имеет слишком сложную для понимания структуру, породило ощущение, что она просто существует, что все материальные и нематериальные блага даны человеку исконно, естественно, как воздух, а не является хрупким творением, нуждающимся в постоянной поддержке, - все это породило весьма инфантильное существо, безответственное, и вместе с тем, жаждущее признания, власти и прочих плюшек. Наступила эра воинствующих посредственной, серости, возведенной в ранг добродетели, унификации - все, что неугодно массам, все отличное от них, растаптывается и уничтожается.

Что ж. В кратком пересказе все выглядит очень мило и неглупо. Собственно, по большей части оно так и было, если бы не несколько скользких моментов. Во-первых, очень трудно писать критику масс и не отдаться греху высокомерия. Периодически товарищ автор начинал корчить из себя аристократа, всячески упирая на высокие достоинства избранной элиты (элиты не по крови, как наследная аристократия, а элиты духа) и возмущался тем, что они (=он) такие замечательные, вынуждены мириться с жалкими необразованными людишками, а не строить их по своему желанию. Во-вторых, периодически его заносило, и он начинал брызгать слюной на тему падения всеобщей нравственности, что морально-нравственные ценности попираются, и человек массы, в погоне за удовольствиями и нежелании себя хоть как-то ограничивать, отрицает моральные устои, не предлагая взамен никаких новых, поэтому является не представителем новой морали (которой нет), а просто аморальным типом.

С этими двумя доктринами перекликалась и другая: европейская цивилизация выросла на определенных "идеях", которые сделали возможным ее существование и прогресс. Эти идеи сделали также возможным господство европейских ценностей на протяжение многих лет. И вот сейчас Гассет, движимый благородными побуждениями и оценивая упадок европейских ценностей, которыми так благородно и бескорыстно делилась Европа со остальными варварскими народами, с дрожью в голосе вопрошает: если больше не будет европейских ценностей, что же останется?Вообще никаких ценностей не будет? Ну, знаете, батенька...Тут проявляется его такое по-детски наивное высокомерие и тщеславие, что вызвало у меня только улыбку ( я нисколько не умаляю влияния Европы на духовное развитие человечества, но такая формулировка вопроса меня откровенно позабавила). И опять-таки, наивный и простодушный элитизм, обидка такая детская, что ему приходится считаться с фу, жалкими людишками, тоже порой выглядит довольно забавно. И все вышесказанное не умаляет достоинств этой книги, просто удивлял порой контраст между, скажем так, заявлениями на грани фола и порой простой потрясающими, острыми и меткими формулировками, многие из которых я даже запомнила, чтобы блеснуть иногда в приличном обществе высоколобых интеллектуалов.

Рекомендована к прочтению широкому кругу читателей, каждый найдет в этом труде что-то интересное для себя.

Комментарии


скользкие моменты такого плана очень не люблю


Там еще есть парочка. Просто если все перечислять, то никаких сил не хватит потом это читать, так что я только основное обрисовала. Мне еще, например, не понравилась установка на служение авторитету как необходимое качество элиты духа. Иногда Гассет поправляется, и начинает рассуждать о служении идее, но потом опять гнет про то, что у приличного человека всегда есть авторитет, которому он служит, кумир, образец. В общем, очень двойственное впечатление от книги. Иногда даже поговорка вспоминалась: "Такая умная голова, а такому дураку досталась!". Грубовато сказано, но проблему обрисовывает.


ну он не первый умный дурак с такими идеями :(


У всех людей свои недостатки, и Ортега-и-Гассет не исключение. Но в его книгах много достоинств, которые на мой взгляд перекрывают недостатки вроде несколько завышенного самомнения. Да и вообще, может ли мужик добиться чего-то в жизни без завышенного самомнения и некоторой доли иногда проявляющегося высокомерия? Это очень большой вопрос.


Вопрос о возможности чего-то добиться без иногда проявляющегося высокомерия весьма дискутабельный, и можно привести множество аргументов как за, так и против, и даже подкрепить их немалым количеством примеров из истории. Я от себя добавлю, что порой, когда Гассет ляпал что-то, во мне рождалась такая исконная глубинная вредность и желание тут же найти контраргументы и спорить. Что, в принципе, неплохо, интеллектуальный труд, пусть и противоречивого толка, значит, не зря взяла в руки книгу.


Вот) Эмоциональная реакция на книгу - это очень хороший момент. Особенно когда сразу же не хочется закрыть книгу.


Спасибо за вашу рецензию, которая подтвердила мои сомнения :-) просто напрягает, когда поток здравых идей разбивается о камни снобизма. То автор утверждает, что косность заложенных в массы идей, порождает невозможность восприятия ими каких-либо новых направлений, более того, враждебность по отношению к ним. И тут же сам, чуть ли не с пеной у рта, доказывает, что он является высшей инстанцией мыслительного процесса, а те, кто с ними не согласны - просто не могут думать.
А может он тролль? :-)


Тот факт, что автор - тролль, представляет мне сомнительным. По тому, как он с пеной у рта что-то доказывает и от этого выглядит еще более нелепо, можно скорее сделать вывод, что он стал жертвой грамотного троллинга=)


Точно, жертва троллинга и не имеет к массе ни малейшего отношения :-)


Яволь=)


Прочёл книгу лет 10 назад. Те моменты, которые вызвали ваше недовольство, прошли на ура. Никогда не любил всяких детей окраин и прочих пролетариев... Всегда будут патриции и плебеи. Вопрос только: где и по каким признакам проходит разграничение. В некоторых случаях и сегодня всё очевидно: все селигеровские путинюгенд к примеру это быдло, достойное развешивания на фонарных столбах.