Больше рецензий

5 октября 2022 г. 05:00

826

5 Корень конфликта всегда в первую очередь находится внутри, не снаружи

Просто великолепная сага, рассказывающая, как и говорится в продолжении официального названия, о гибели одного бюргерского семейства. Можно выделить главной темой произведения именно конфликт поколений, разгорающийся ещё в самом начале (например, классический спор про Наполеона, когда разные поколения его одновременно считают и гением, и чудовищем) и по мере развития сюжета все нарастающий.

Особенно конфликт поколений здесь разгорается именно в кругу семьи — братья (в нескольких поколениях) не понимают друг друга и отдаляются, дело доходит чуть ли не до открытой вражды; открытой неприязни между сёстрами нет, но чувствуется, что и между ними нет должного взаимопонимания; следующее же поколение выращивается изначально для интересов фирмы. И таких точек соприкосновения много, хотя мелькают также и примирения между членами и поколениями семьи.

Сословие бюргеров, по мнению Томаса Манна, было той самой «болезнью века», про которую он и написал этот роман. Причём проблемы данного сословия стоит искать, в первую очередь, именно внутри фирмы и семьи, а не снаружи. Автор неоднократно повторяет, что не нужно «выносить сор из избы», гораздо лучше разрешить какие-то семейные недомолвки, чем поступать так, как главные герои семейства Будденброк. Ставя цели и задачи фирмы превыше всего, члены семьи забывают о собственном счастье (впрочем, это далеко не всегда касается тех, к кому переходит роль консула и верховодящего фирмой) и желаниях своих близких.

Идут годы, мир и его идеалы не стоят на месте, и бюргерское сословие теряет свое значение с течением времени. И несчастья членов семейства Будденброк только увеличиваются с геометрической прогрессией: поэтому автор и называет произведение историей именно гибели. Но гибель семьи здесь трактуется как в переносном, так и в буквальном смысле.

Кстати, на примере персонажей из семейства Будденброк можно глубже изучить возможные психотипы: на мой взгляд, каждый из них существенно отличается от своего родственника именно особенностями своего характера. Если взять, например, среднее описанное поколение: Томас — больше человек дела, Христиан — меланхолик, к тому же страдающий от душевной болезни и «муки» в ноге, Антония — и привыкшая покоряться семейному долгу, и в то же время девушка-бунтарка (оставшаяся такой и во взрослом возрасте), тем не менее не теряющая надежд на свое счастье, и т.д. Было очень интересно наблюдать за развитием их судеб, так как Манн прописал своих героев с неимоверным мастерством.

Сам слог показался сначала тяжеловатым, но к нему просто надо привыкнуть, так как само развитие и действие в книге размеренные, призывающие не торопиться и хорошо вникнуть в каждого упомянутого персонажа. Под конец книги писателю даже удалось заставить меня взгрустнуть (что я особенно люблю и ценю в литературе!) по поводу неизбежности быстрой смены поколений и жестокости судьбы, так что планирую познакомиться и с другими его произведениями в обязательном порядке.

Комментарии


следующее же поколение выращивается изначально для интересов фирмы

Как же это грустно...
Как цветы выращивают, на ферме...
Кстати, Манн в одном из писем признался, что когда писал роман, перечитывал Войну и мир, и что без Толстого он бы не написал его.
Так что имя Толстого можно тоже ставить на обложке, как Ильф и Петров)

В конце, где вам взгрустнулось... про быструю смену поколений.
Подумалось, что тут есть что то от смены времён года.
Давно читал роман, там вроде есть этот символизм.

Доброго утра вам)


Доброго дня!)

Да, это очень грустно(( Получается, у них с самого рождения не было права на свой выбор жизненного пути, особенно у прямого наследника. Поэтому и столько судеб поломано...

Про Толстого интересно! Вот не зря спор про Наполеона в начале меня отослал к «Войне и миру», показалось, что читаю такой же разговор, только с немецкой точки зрения)

Это мысль, да! Так как ещё не знакома с другими произведениями Манна, не знаю, является ли символизм постоянной у него чертой, но сравнение со сменой времен года тонко. В таком случае, я права, и поколений было изображено 4 (в аннотации моего издания просто указано, что их 3)