Больше рецензий

26 сентября 2013 г. 17:50

556

5

Я собиралась поначалу поставить книге три звезды и забыть, настолько трудно было войти в ее ритм. Обрывочные сценки, какой-то непонятный рассказчик, еще менее понятный главный герой с заячьей улыбкой, причем автор с этими заячьими метафорами, и как волчьими позднее, явно пересолил. В общем, уже поверив, что книжка ничего хорошего не сулит, я с удивлением обнаружила, что мне уже стало интересно и увлекательно, и это вполне себе тянет на твердую четверку. А под конец, как видите, совсем сдалась.

Книга может на удивление многое предложить. Главное – это, конечно, услада для нас, двинутых на книжках. Сюжет, основанный на любви к книгам, одержимости книгами, охотой за книгами. Частные библиотеки, полные сокровищ. Таинственная древняя книга-загадка, которую нашему зайцу-волку предстоит разгадать. Честно говоря, если одной только подобной загадкой помахать у меня перед носом, я покорно пойду, как ослик за морковкой.

Второй подарок – магический реализм. Скептики, люди поумнее и поначитаннее меня сочтут вышеописанное – загадочную книгу по дьявола и всю эту беготню с Дюма и его мушкетерами - не более чем ярким фантиком, не стоящим внимания. Их можно понять, все эти таинственные древние символы, тайны и загадки сейчас в моде. Зато магический реализм тут совсем не так очевиден, шуршащ и цветаст. Литературная реальность, которая вначале представляется нам ровной водной гладью, медленно и тягуче закручивается в беспощадный водоворот, ты и не успеваешь заметить, когда тебя поглотило с головой. Воздействие литературы на наше сознание – любой литературы, кстати, от самой серьезной (что может быть серьезнее книги о вызове дьявола) до развлекательной. И в какой-то момент вдруг понимаешь, что мир вокруг тебя живет уже не по своим реальным законам, а по литературным.

Третий подарок – очень неожиданный образ дьявола. Автор удачно вспомнил, кто это вообще такой и как докатился до подобной жизни.

И четвертый, самый, пожалуй, неочевидный подарок – свет. Я имею в виду не светское общество, а поток фотонов. Описать свет, его характер и поведение, по-моему, очень непросто, а Перес-Реверте написал его так, что я то и дело видела готовые картинки, до мелочей, и получила большое удовольствие от одного только просмотра этих картинок.

Получается очень многоплановая книжка, способная дать читателю удовольствие разного уровня. Хочешь – следи за динамичным сюжетом, который вполне себе закручен, быстро и непредсказуемо развивается и прочее пыщ-пыщ. Хочешь – сиди и философствуй о влиянии литературы на нашу жизнь. Хочешь – просто рассматривай детальки.
Кстати, еще одна «конфетка» для читателя – можно рассматривать картинки и пытаться разгадать загадку гравюр параллельно с главным героем. Я читала с ридера, и хотя картинки там были, так просто их не полистаешь туда-сюда, поэтому книга из тех, которые желательно читать на бумаге.

Не все так гладко, правда, как могло бы быть, недостатки у текста тоже есть. Во-первых, явно пересолено метафорами, касающимися сходства лица Корсо с разными зверушками, я об этом уже упомянула. Во-вторых, местами автор все-таки немного заигрался в литературу в ущерб достоверности. Например, умная и расчетливая вдовушка ведет себя дома у Корсо очень недальновидно, а местами попросту глупо – только чтобы сцена в итоге получилась похожей на сцену с Миледи из «Трех мушкетеров». А главное очень сомнительное допущение – как персонажи, акулы книжного рынка старинных редкостей, обращаются с книгами. Сам Корсо всю дорогу таскает с собой подлинную рукопись Дюма и книжку какого там, шестнадцатого, кажется, века – в сумочке через плечо. То есть попадет под дождь или, поскользнувшись, грохнется в лужу – и до свидания, ценнейшие бумаги. Да и спереть эту сумку могли не только те, кто ее в итоге и спер по сценарию, но и банальные уличные грабители, которые хотели бы заполучить кошелек с зарплатой, а рукопись и книгу, вероятно, выбросили бы, не распознав их ценность. Понятно, что такое допущение необходимо для развития сюжета, но очень уж оно неправдоподобно. А остальные книжные любители? В романе встречаются несколько персонажей, одержимых книжными древностями, и что же? Они листают издания семнадцатого, восемнадцатого веков голыми руками, без перчаток; хранят их на открытых полках без стекла; позволяют трогать книги каким-то сомнительным гостям вроде Корсо; живут среди всех этих дорогущих редкостей без какой-либо охраны или хотя бы сигнализации; пьют, едят и курят в помещениях, где хранятся книги, и даже при непосредственной работе с книгой. При этом упоминается там один вменяемый любитель, который следил за определенным уровнем влажности в помещении и так далее – а остальные не парятся. Как все эти книги еще не развалились в прах при таком обращении, хотела бы я знать.

Такие дела. Приглашаю в комментарии знатоков – что еще хорошего можно почитать у автора? Он все-таки не настолько меня поразил, чтобы бросаться на любую попавшуюся книгу, но почитать что-то еще я вполне бы не прочь. А также поставить «Клуб Дюма» на полку, чтобы как-нибудь через пару лет перечитать уже более вдумчиво.

Прочитано в рамках игры "Трижды три темы", второй тур 2013, совет Autumn_Hailey на тему "Любимая книга на вашей книжной полке". И ведь действительно такая книга, которая должна именно на полке стоять, а не в ридере храниться =) Спасибо за совет!
Кстати, может быть, вы как раз посоветуете, какую книгу этого автора закинуть себе в хотелки?

Ветка комментариев


Спасибо за рецензию! :)
Честно говоря, "Клуб Дюма" - это единственная книга, прочитанная у Переса-Реверта, но на полке у меня как раз лежит еще нечитанная "Фламандская доска", так что я не смогу, к сожалению, посоветовать в данном случае :(


Понятно. Спасибо за совет! Надеюсь, кто-нибудь подскажет еще, за что у автора хвататься дальше =)


я у автора читала 3 с половиной книги и для меня Фламандская доска - лучшая. Потом Клуб Дюма, потом Королева Юга, а книгу про капитана Алатристе я до конца даже не осилила, они все очень-очень разные.


Черт, мнения разделяются))