Больше рецензий

14 сентября 2022 г. 12:21

353

3

Первая книга Слёзкина понравилась, пожалуй, больше, чем "Дом правительства", хотя и она не вызвала восторга. Занимательно - вот, наверное, наиболее точное слово, передающее впечатление от прочтения.
Главная идея автора - это существование т.н. "аполлонийцев" и "меркурианцев" (терминологически автор отталкивается от ницшеанских "аполлонийцев" и "дионисийцев", но говорит, что это деление его не устраивает). Аполлонийцы - члены традиционного оседлого общества. Меркурианцы - инородцы, живущие в государствах аполлонийцев, но этнически и религиозно от них обособленные и занимающиеся другими делами (не производством и сельским хозяйством, а социальными контактами и обменом - торговля, кредит, коммуникации и т.п. Евреи, цыгане, джайны в индии, индусы в африке, греки и армяне в европе, левантийцы в южной америки и т.д.).
По мысли Слёзкина, 20 век - это век, когда глобальные ценности изменились: мир, бывший ранее в целом аполлонийским и лишь частично меркурианским, стал в целом меркурианским и лишь частично аполлонийским. И основная заслуга в этом у евреев - главных меркурианцев западного мира.
Автор чрезвычайно эрудирован и не лишён литературного таланта, но вот когда дело доходит до выстраивания исторических концепций, он скатывается в историософию и, как кажется, пытается превратить выдуманные им метафоры в подобие исторического закона. Например, деление на аполлонийцев и меркурианцев - это собственная (бесспорно, красивая) придумка автора, но ведь это не означает, что все нации и сообщества обязательно должны укладываться в эту дихотомию. Но нет, Слёзкин не признаёт третьего пути: ты или аполлониец, или меркурианец. Эта книга слишком литературна для научного труда и слишком научна для литературоведческого. Тем не менее, даже когда с автором не соглашаешься, он и его концепция не наскучивают, и это, пожалуй, главное.
В общем, самое интересное в этой книге - это сам автор и ход его мысли: как он блещет эрудицией, как переходит от анализа литературных произведений к историческим и статистическим выкладкам, а затем к психоанализу.