Больше рецензий

13 сентября 2022 г. 05:26

569

5 "Мисс Дэллоуэй", краткая рецензия

Заинтересовала меня Вирджиния Вульф с подачи лауреата Пулитцера Майкла Куннингема, который построил целый роман "Часы" вокруг писательницы и ее изумительной способности чувствовать и передавать. Диапазон и перепады ее чувствительности, настолько превосходили допустимые пороги шкалы, что в определенный момент, подобно многим другим представителем профессии она не нашла в себе силы выносить колебания и покончила с собой.
Я как водится предварительно ознакомился с биографией Вульф, из которой следовало, что помимо прочего, Вульф была одной из первых, предложившей литературному миру способ изложения "поток сознания", когда мысли героя охватывают окружающее броуновским движением, фокусируясь на мимолетных ощущениях, событиях, перемешанных с субъективными переживаниями.
В этой манере, например, пишет Эльфрида Элинек, писал своего "Улисса" Джойс и Пинчон написал "Радугу тяготения".
По существу прочитанного имею сказать следующее (фраза, которую наверняка ожидает от меня почтенный читатель отзыва):
Роман написан очень красиво, ювелирной, тонкой вязью. Описания не просто точны, но наполнены.
"...удар Биг-Бена. Вот! Гудит. Сперва мелодично - вступление, потом непреложно - час. Свинцовые круги побежали по воздуху."
Вульф умело разматывает характеры, каждый со своей собственной обреченностью: Кларисса, Реция, Питер. Выстраивает тенденцию: если доволен собой, то скорее всего пуст; если убежден и самоуверен, скорее всего черств и жесток. Вынимает на поверхность тягучую душевную боль, тщательно занавешенную укладом, обязанностями, ответственностями.
Вульф отвергает идею противопоставления "важной" и "неважной" деятельности. Что важнее - общественные приемы или самозабвенное служение религии? Растерянный бег от несостоявшейся любви или теплое служебное местечко? Все меряется лишь мироощущением героев, их взаимной безжалостной оценкой.
И красной нитью бегут сквозь роман два страха:
- страх упущенного, прошедшего мимо, могшего обернуться счастьем
- страх неизбежного приближения смерти, которая безучастно проглотит все
"И как немыслима, невообразима смерть! И все кончится; и никто, никто в целом свете не будет знать, как она все это любила; и каждый миг..."
Книга определенно хороша. Помимо иллюстрирации внутренних демонов писательницы, которые через много лет все-таки настигли Вирджинию Вульф, она выступает отличным барометром эмпатии, которой в наше время так недостает