Больше рецензий

28 августа 2022 г. 23:17

315

5 О бедных пайсано замолвите слово...

Меня приятно поразила эта повесть и в целом творчество Стейнбека, с которым я познакомилась случайно — подруга на день рождения подарила сборник из четырех его историй, среди которых был и "Квартал Тортилья-Флэт".

Я удивлена, что история мне понравилась. Никогда не думала, что мне может понравиться книга о жизни и похождениях пьянствующих бродяг, но... не в них соль. С самого начала ощущается авторское отношение к своим героям — оно с отеческой, печальной улыбкой о них, вот, дескать, как они смешны могут быть в чужих глазах и как грустна по сути их жизнь. И читатель, чувствуя отношение автора, вместе с ним обозревая всё происходящее вокруг героев, тоже ощущает грусть от мысли, что люди могут вот так вот жить и этой жизнью довольствоваться. Можно много говорить о том, кто виноват больше — обстоятельства или они сами — и могут ли они вытащить себя за волосы из этой лужи известной субстанции, в которой сидят, но книга не выводит таких заключений. Она вообще не делает никаких выводов — по крайней мере, на поверхности, — не дает никаких уроков и не подводит никаких итогов. Всё это автор оставляет на совесть читателя: вот у тебя есть история, делай из неё выводы, какие сам понимаешь. Но мне кажется, что история написана настолько живо, что не может оставить равнодушным и будет ещё переживаться и обдумываться читателем после того, как он закроет последнюю страницу. И выводы сделаются, у каждого свои, наверное, но сделаются.

Кроме того, у Стейнбека потрясающий юмор. Многие цитаты заставляли меня хохотать, а ситуация, даже самая дикая и страшная, описанная в подобном комическом свете, сама становилась смешной.

И сосуществует с этим тонким юмором совсем рядом, буквально в соседних абзацах, столь же тонкая и пронзительная трагедия, рывком вытаскивающая тебя из смеха, которым ты захлебывался, читая предыдущий абзац, и окунает в чан с холодной водой: сразу становится не до веселья. Стейнбек умеет так обрывать и делать резкий переход от радости к горю, что аж мурашки по коже.

Таков и конец книги — резкий пронзительный переход от комедии к трагедии.

спойлер
Он напомнил мне Мартина Идэна. Ведь неважно, кто ты — бродяга или знаменитый писатель — если случилось так, что ты дошел до мысли, что жить незачем — это трагедия, это страшно, пусть даже ты и не знаменит своими книгами на весь мир, а всего лишь своими драками и пьянками на весь квартал Тортилья-Флэт.
свернуть

Несмотря на такой грустный конец, впечатление светлое, возможно, благодаря языку автора, возможно, благодаря положительному отношению автора к своим героям — это светлое восприятие передается и читателю, поэтому даже грусть в конце тихая и зовет поразмышлять и порассуждать о смысле жизни с надеждой, а не с отчаянием. А это мастерство, удивительное мастерство — писать о грустном, не погружая при этом в отчаяние. Очень рада, что открыла для себя этого автора.