Больше рецензий

alexeyfellow

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

22 августа 2022 г. 18:09

752

2 «Сага о Видящих» (трилогия) Р. Хобб

Первая сага из цикла «Мир Элдерлингов» оказалась занимательной, граничащей с интересным повествованием, хотя и не достигшим его в полной мере, по причине способа изложения, который делал прочтение не ровным, а иногда глазовыдирающим.

В центре истории взросление Фитца (ГГ), бастарда одного из наследных принцев Дома Видящих. По первой книге первого тома трилогии, можно увидеть много общего с «Трон из костей дракона» Т. Уильямса. Ненужный мальчик, которому, тем не менее, повезло оказаться при дворе правящей династии, а не сгинуть в канаве от голода.
Воспитывали его слуги, но и им не до него. Да, мальчишка хочет сохранить беззаботность так долго, как только это возможно, но реальность жестока, а у судьбы и вовсе свои планы на даровитого ребенка. Конюший и придворный убийца, выполняя свою работу, не имели возможности обогатиться духовно, а потому, подарить Фитцу богатый внутренний мир, или развитую личность они тем более не могли. На этом моменте завязано многое в саге.

Без привязки к тому, какую форму повествования избрала писательница, нужно отметить, что быт двора описан с эффектом присутствия. Если речь о конюшне, то тут и запахи, и ощущение физического труда, чувств персонажей при падеже скота или старения животных, их смерти. Ведя речь о кухне, то тут ароматы еды, разговоры поварих, забота о ребенке, в меру возможностей. Поднимаясь в помещения дворца, мы встретим придворную знать, высокомерие в шлейфе цветочного дурмана, интриги, договоренности представителей знати между собой, ну и, разумеется, заговоры.

Кроме прочего, автор не бросает своего читателя, понимает, что событий много, персонажей еще больше, а потому, периодически, Р. Хобб делает пояснения через героев истории, либо вбрасывает информацию, или же знакомит нас с миром и важными событиями через вступительное слово к главам книги (к сожалению чаще рассказывает об истории мира, но не показывает ее, в рамках сюжета).

Следует отметить и тот факт, что персонажи не действуют спонтанно, у них есть мотивация и цель. Они не всегда очевидны, но всегда недвусмысленно раскрываются, а зачастую представляют собой многоходовку. Кроме того, герои периодически ставятся перед выбором, чаще всего – это нравственность или выживание. Как не странно, но выбор не всегда очевиден, а последствия такого выбора и вовсе непредсказуемы.

Однако таких ситуаций слишком много, что заставляет усомниться в необходимости происходящего. Складывается впечатление, что автор перегибает палку в этом отношении, впадает в морализаторство и давит на читателя, с тем, дабы он расчувствовался по отношению к персонажам, но выглядит это искусственно.
Речь персонажей уникальна для каждого героя, дополнена личностными особенностями, как и характеры людей населяющих замок, а магия (Сила и Дар) выходят на первый план. Жаль только, что речь героев одинаково проста, невзирая на разное происхождение и круг общения.

На контрасте с первым томом (две книги), третий проигрывает очевидной затянутостью. Если первые книги, невзирая на лаконичность, раскрыли все необходимые аспекты, то заключительная книга первой трилогии – давит объемом текста, который никуда не ведет.

Сюжет безмерно затянут, много повторов, а кроме того, повествование содержит фактические ошибки и неточности, в том числе и перевода.
Книга излагает реалистичный сюжет, состоящий в долгом путешествии по миру, созданному автором. С одной стороны – это дает пространство для описания роста ГГ, однако с другой стороны – это «омут памяти», который ничто иное как инфовброс с характеристиками лора, отдельных событий, истории и прочего, что не вошло в первые две книги, и которые по прежнему, в большей степени, рассказываются, а не демонстрируются в ходе канвы.

Рубикон читательского терпения заключен в первых семи главах, когда Фитц однообразно рефлексирует и не может покинуть хижину. Если вы осилите этот рубеж, будьте готовы к тому, что отголоски и воспоминания будут преследовать ГГ до десятой главы включительно, и только после этих двух проверок, начнется большая роут-стори.

Тут полностью разделяю ощущения читателей, Р. Хобб и правда не жалеет персонажей, однако учитывая, что опасных для жизни Фитца моментов, писательница накидывает как из рога изобилия, скоро понимаешь, что-то действительно плохое с ГГ не произойдет, а значит это никак не помешает достижению цели, что существенно сбивает читательский интерес.

В середине книги можно найти отголоски «Мрачный Жнец» Т. Пратчетта, а некоторая однообразность схожа с «Дорога» К. Маккарти, можно узреть схожие моменты с историей Ромула и Рема. Кроме того, обучение Фитца, во многом проходит в стиле «Кик-боксер» М. Дисалле, Д. Уорт, Ж.-К. Ван Дамм. Многочисленные однообразные события, сложно читать, учитывая объем затраченных автором страниц. Отмечу, что удачно передается реализм похода, полнота бытовых моментов, стоянок, сна, приема пищи и прочего.

Но чем ближе к концу книги, тем больше стало появляться вопросов, например как:
- ГГ развивал Дар, после разговора с «Древней кровью», но без его помощи;
- Кеттл развила такой уровень Силы, без практики;
- Шут наделенный частицами Дара и Силы, не обнаружил Фитца;
- Кетрикен, наделенная Даром, не нашла свое животное;
- Молли управляла пчелами с помощью Дара, если у насекомых нет сознания свойственного животным, а кроме того:
- когда Кетрикен успела так полюбить Верити, что готова отдать за него жизнь;
- когда Верити понял, что пробудить Элдерлингов можно только с помощью Дара, почему он не нашел способа найти такого человека, а подгонял события под пророчество;
- почему наследником трона Видящих называют Неттл, а не Фитца;
- почему Верети во снах Силы был адекватным и сильным, но при встрече с ним выглядел стариком с альцгеймером;
- почему отряд не попытался деятельно пробудить Элдерлингов в «каменном саду» (отличная отсылка к греческой Медузе);
- почему Круг Силы Регала не разрушил защиту Фитца;
- почему не раскрыты новые механики Силы, с учетом того, что Регал и Уилл прочитали множество книг о ней, но чем-то пользуются, а чем-то нет;
- почему Регал, зная о том, что Фитц Одаренный, не применил к нему способ убийства, исключающий возвращение?

Все эти вопросы возникают разом, когда персонажи собираются в каменоломне, поскольку эффект «омута памяти» иссякает, а начатые линии нужно заканчивать, что не получается, словно бы читаешь «Противостояние» Ст. Кинга. Персонажей много, и как-то нужно разрешить их ветки, либо можно их просто порешить…

К тексту множество претензий. Написано – это откровенно слабо. Невзирая на тот факт, что повествование идет от первого лица, само изложение может быть менее миксерным для глаз, для этого нужно было лишь сократить количество местоимений «я», а равно союзов «и». Делается это путем замены конструкций, увеличения объема предложения, и исключения условной «самости», поскольку и так понятно от чьего лица ведется повествование.

К косякам перевода следует отнести упоминание копеек в кошельке, хотя речь в сюжете о местных монетах, и это не сравнительный аналог.
Второй косяк перевода – эмбарго, которое известно с XVIII века, а события, описываемые в трилогии, ближе к XVI веку.
Упоминается созвездие «Большая Медведица», но события в другом мире.

Сама концовка саги (без спойлеров) - это просто читерство, так как в книге описаны более семи лет пути и событий, а обратно по домам на «орлах»…

Относительно персонажей можно сказать, что Фитц не растет как личность, тупит по черному, хотя должен быстро соображать и адаптироваться в заданных условиях, при этом вовсе не обязательно, что б он становился Марти Сью, но: «если хочешь жить, умей вертеться».
Столько нытья сколько выдает ГГ - это просто уму не постижимо. Что не сопоставимо даже с объемом нытья Глокты из «Первый закон» Дж. Аберкромби. Не удивлюсь если Фитц выплакал море для Саги о живых кораблях.

Надеюсь, что Р. Хобб к "Саге о живых кораблях" уже расписалась, поняла нишу, аудиторию, а равно скорректировала полет мысли и пера.

Больше интересного на моем Telegram-канале