Больше рецензий

11 августа 2022 г. 14:14

85

0 Сенчин с питерским акцентом

Романа Сенчина, наверное, лишний раз представлять не нужно. Его имя, смею полагать, хорошо знакомо всем нашим согражданам, кто хотя бы немного интересуется современной отечественной изящной словесностью. Я, кстати, не могу сказать, что очень люблю и много читаю современных авторов, мне всё же ближе наши всеми любимые классики. Их я читал в школе, их же я по большей части читаю и теперь, уже просто так, для души. Но вот относительно недавно открыл для себя творчество Романа Сенчина, которое меня зацепило и увлекло.
Роман Сенчин в нашей литературе отнюдь не homo novus. Появляться в печати он начал ещё в середине 90-х, и первые же публикации привлекли к нему внимание читающей публики. Этому успеху Сенчина способствовало схождение целого ряда факторов, главный из которых – лёгкий слог, приятная, как модно нынче говорить, ненапряжная манера письма в сочетании с довольно серьёзным уровнем рефлексии, освещением социально-бытовых проблем «маленького человека» (тут прямая перекличка с классической линией нашей литературы, идущей от пушкинского «Станционного смотрителя» и гоголевской «Шинели»), их философским осмыслением и постановкой вопросов, на которые не всегда найдёшь прямые ответы. Подобно Куприну, Сенчин скорее ставит вопросы, чем отвечает на них. Т.е. это уже в любом случае не дешёвая беллетристика, не бульварные романы à la Юлия Шилова, а вполне себе серьёзная, взрослая, основательная, «всамделишная», если угодно, литература. Не зря некоторые даже называют Сенчина современным классиком и говорят о том, что через 100, 200 лет можно будет изучать историю России конца XX-начала XXI веков. Периода сложного, противоречивого, неоднозначного, продуктом которого в значительной степени был сам автор. Да и мы все, собственно, так или иначе порождение этой эпохи, потому нам так и нравятся его книги, что в их персонажах мы без труда узнаём себя, своих близких, родных, соседей и т.п. Это то, чего нам (не всем, но многим) не хватает в литературе XIX и даже XX веков. Так что читать книги Сенчина не только интересно и занимательно, но и познавательно. И не только для будущих поколений, но и для нас, ныне живущих. Ведь даже люди, живущие в рамках одной эпохи, современники, воспринимают эту эпоху, это время по-разному, со своей колокольни, и наши впечатления от него отнюдь не тождественны.
Если говорить конкретно о сборнике «Петербургские повести», то он, стоит признать, оставляет двойственное впечатление. Понятно, что само заглавие сборника даёт прямую отсылку к знаменитому сборнику Николая Гоголя, в который вошли такие произведения, как «Шинель», «Нос», «Портрет», «Невский проспект», «Записки сумасшедшего». Но подобные параллели, наверное, здесь проводить не стоит. Кстати, если говорить о недостатках сборника в целом (который, опять же, в целом мне понравился), то, наверное, главный из них заключается в том, что, собственно, Петербург в представленных в нём рассказах играет вторичную роль, является просто фоном, на котором происходят описываемые события. В то время как у того же Гоголя или, скажем, Достоевского Петербург – это полноценное действующее лицо произведений, живое существо, придающее им особый, неповторимый колорит. В рассказах Сенчина этого нет – да, упоминаются питерские улицы, какие-то достопримечательности, но всё же нет ощущения, что это именно Петербург, а не любой другой условный российский город.
Хочется отметить обложку сборника – питерские крыши и чердаки и сидящие на них котейки выглядят весьма антуражно. В то же время, обложка – это лицо книги, которое, по идее, должно более-менее соответствовать по настроению её содержанию. Но здесь этого нет.
«Петербургские повести» - это собранные под одной обложкой истории про непарадный Петербург, который вы не увидите из окон туристического автобуса. Это истории обычных людей, живущих в этом городе и борющихся в нём за жизнь – будь то Елена Юрьевна, учитель биологии на пенсии, дембель Женя, возвращающийся из армии в новую Россию, девушка Марина, работающая в кафе «Забава», которое вот-вот грозятся закрыть и у которого на входной двери сломана пружина. Все эти истории, при кажущейся обычности, всё-таки интересны. И интересны именно своей обычностью, рутинностью, тем, что в них показан каждодневный быт людей, живущих в огромном мегаполисе на рубеже эпох, и пытающихся в нём урвать свои крупицы счастья. И это на фоне окружающей социальной разрухи и неустроенности. Все эти истории Роман Сенчин описал красочно, достоверно, правдиво, порой жестоко. Но без этого никуда, ибо это самая жизнь была такой, да и сегодня остаётся такой же. Из песни слов не выкинешь.
Рассказы, включённые в сборник, по общей тональности, конечно, довольно мрачноватые. Они словно придавливают тебя бетонной плитой, и эту эмоциональную нагрузку непросто выдержать. Но – к вопросу об аутентичности места действия – даже эта серость и безнадёжность напрямую не связаны именно с Петербургом. По большому счёту, они характерны для любого российского города.
Если говорить об отдельных рассказах, то они, конечно, неоднородны по уровню и содержанию. Что-то лучше, что-то хуже. При чтении, скажем, «Первой девушки» возникает явственное чувство гадливости, в какие-то моменты даже берёт оторопь. Это те самые «свинцовые мерзости жизни», о которых писал Максим Горький в своём «Детстве». Но в общем и целом всем рассказам я бы поставил твёрдую «четвёрку», а некоторым даже ближе к «пятёрке». Например, я с большим интересом прочитал «Оборванный календарь», «Дочку», «Общий день», «Обратный путь», «Один плюс один». Понравился и рассказ «Ждём до восьми» - своеобразная отсылка к «Хронике объявленной смерти» Габриэля Гарсии Маркеса.
Подводя итог, могу сказать, что, возможно, отдельные рассказы кому-то не понравятся, но людям, знакомым с творчеством Романа Сенчина, этот сборник точно зайдёт. Так что рекомендую.