Больше рецензий

31 июля 2022 г. 17:24

829

4

Жанр плутовского романа умер уже давно и почти окончательно. Лишь несколькими своими уродливыми отростками он пророс в современность, выходя на связь в каких-нибудь попаданческих блевотах или стыдливо выглядывая из-под шконки всяких других чахлых "приключений". Ну так и кто же ещё мог попытаться возродить этот славный жанр, как не Умберто Эко? Кому такое в принципе по силам, кто за такое ещё мог взяться? Вот и я думаю, что никто. Так что вся надежда была на итальянца.
И он не подвёл. Он написал такой плутовской роман, что теперь этот жанр можно хоронить уже бесповоротно и навсегда. Тема плутовских романов закрыта. Огромный, прекрасный, гротескный (но гротескный именно в той степени, чтобы не переступить черту, оставшись вполне себе реалистичным жизнеописанием), всеобъемлющий — и в плане локаций, и в плане затронутых тем, и в плане описанных типажей, — блистательный и интересный трактат о средневековой Европе, рассказанный эталонным, как из палаты мер и весов, плутом — не негодяем или обманщиком, а именно плутом, по-своему честным, совестливым, обаятельным и бесконечно изобретательным.
Плоть от плоти своего времени, Баудолино побывал, кажется, везде, где происходили самые значимые события, приложил руку ко всем самым интересным мистификациям; он своими руками творил историю, а история творила его, обтёсывая и закаляя, пронося сквозь свои вихри и водовороты. Учитывая абсолютно фантастический и собирательный образ главного героя, вдвойне удивляешься его жизнеспособности, его цельности и внутреннему развитию на страницах романа. Всё-таки Эко был очень талантливым и анальным типчиком, за что ему бесконечное спасибо.
Тем не менее, всё, что я написал выше, закономерно подводит и к недостаткам романа — пытаясь в одной книге описать абсолютно всю Европу того времени, Эко чересчур загонял своего героя. В хвост и гриву он его швырял по разным странам и городам, не давая ни минуты покоя, втравливал во все возможные войны и передряги, знакомил со всеми известными личностями тех времён. И это рано или поздно приедается, поскольку сюжетные арки невозможно всегда делать разными — шаблоны будут повторяться, а с каждым таким повтором будет теряться магия, а интерес потихоньку гаснуть.
Дело даже не в том, что эта книга несёт слишком большой заряд знаний, или что в ней чересчур много отсылок, или что она чересчур сложна. Вовсе нет. Просто в этой книге слишком много всего. И это, как я уже сказал, и её плюс, и её минус.
Тем не менее, я не жалею ни о единой минутке, которую я потратил на чтение этой книги. В конце концов, часто ли удаётся прочитать произведение, которое поставило жирную точку в истории какого-либо жанра?

Для доп. задания по ДП — мистер кот:
картинка rootrude

Комментарии


Надо читать.