Больше рецензий

28 июля 2022 г. 01:08

3K

2.5 Когда в душе ты босс из девяностых

Я, конечно, знала заранее, что "Поиск предназначения" - это сольный проект Бориса Стругацкого. И хотя особых надежд у меня не было (с творчеством Стругацких совсем не заладилось), но сперва показалось, что книга мне даже нравится. Я уж подумала, что тем элементом, который всегда отвращал меня у Стругацких, было непосредственно участие в нём соавтора, Аркадия Стругацкого, вернее того, что он привносил в совместное творчество братьев. В том, что я читала ранее, всегда можно было отметить двойственность: мрачность, нереальность и апокалиптичность с одной стороны, а с другой - специфичный юмор и эдакую фольклорность. Заметив отсутствие второго элемента в "Поиске предназначения", я поняла, что попытки пошутить явно принадлежали перу второго брата, и здесь я, к счастью, буду их лишена, потому что раздражали они неимоверно (юмор в литературе, на мой вкус, очень тонкая штука, которая легко скатывается либо в пошлость, либо во что-то, вызывающее лишь смущение за автора).
Книга условно делится на три смысловые части. Первая часть, повествующая о детстве главного героя в блокадном Ленинграде, мрачная и очень реалистичная. Я понимаю, что эта история во многом автобиографична (о детстве Стругацких во время войны подробно пишет Д. Быков), и кажется, что такая тяжёлая, документальная проза - это то, что Б. Стругацкому, как скрупулёзному свидетелю эпохи, удаётся в наибольшей степени. Всего лишь одна часть этого романа оказалась для меня намного лучше всего того, что я ранее читала у Стругацких. Но моим надеждам не суждено было сбыться.
Довольно вялый сюжет первой части (хороша была её описательная сторона, но не сюжет) окончательно заглох ко второй. Было явное ощущение, что вторая часть - это пересказ первой, только от лица другого персонажа (и с добавлением некоторых деталей, которые должны полнее раскрывать сюжет, но на деле этого нет). Большая часть книги повествует о главном герое романа, Станиславе Красногорове, ведущем обычную жизнь советского гражданина, пережившего военное детство и ныне переживающего трудности уже 60-70-х годов. И всё у него в порядке кроме двух моментов: во-первых, его неотвязно преследуют мысли об особом предназначении, уготованном ему судьбой (или другими высшими силами); во-вторых, с людьми вокруг него происходят непонятные и порой трагические события, которые он невольно связывает с первым пунктом. Собственно, этим размышлениям, а также некоторому расследованию сопутствующих событий посвящены первые две части романа.
Первая оказалась очень искренней и правдивой, автору действительно сопереживаешь. Вторая же - несколько бессмысленной, так как читать переложение первой части, но словами другого персонажа, было совершенно неинтересно, ничего нового здесь не открылось, и вау-эффекта не последовало, поскольку основная задумка раскрылась ещё в первой части.
Третья часть оказалась самой невыносимой, дочитывала я её с трудом. А я всё думала, кто из Стругацких так любит давать своим персонажам все эти уродливые клички и "блатные" имена... Что ж, при разделении братьев стало понятно. Третья часть сольного проекта Б. Стругацкого ими прямо-таки изобилует, романтика лихих девяностых льётся рекой. Тут и бывшие сотрудники НИИ, ставшие братками; и политика, кишащая криминальными авторитетами, которые рвутся к власти, попутно проворачивая свои тёмные делишки; перестрелки, разборки, угрозы от серьёзных "дядей" в адрес друг друга; молодые любовницы модельной внешности с их "малышами", "котиками" и "зайчиками". В общем, если не знать автора этого романа, то можно подумать, что это очередной ширпотреб, написанный кем-то, кто видит в девяностых достойный источник вдохновения, ностальгирует по этому времени или романтизирует его, что само по себе, скажем, странно. Не менее странно относить подобное к одному из братьев Стругацких, учитывая их заслуги и сферу интересов. Прямо как если соотнести "Этику" Спинозы и жизнь по понятиям времён девяностых.
Уж не знаю, кто стал прототипом Виконта, с которым главный герой имеет неразрывную, практически витальную связь (то ли это брат Аркадий, то ли какое-то альтер эго самого Бориса), но его роль в финале романа оказалась для меня удивительно абсурдной, как, в общем-то, и сам финал. Это примерно как когда смотришь фильм, который становится всё неинтереснее и неинтереснее, и думаешь, что ну финал-то, финал, должен произвести хоть какое-то впечатление, а финал оказывается настолько пшиком, что хочется стереть из головы воспоминания об этом недоразумении, хоть на него и было потрачено прилично времени. Вот тут примерно так же, творчество Стругацких для меня - это та ещё ловушка и убийца времени.