Больше рецензий

23 июля 2022 г. 14:20

427

3.5 Предчувствие Букеровской премии

Роман о памяти, о времени, о людях и их странных взаимоотношениях, о том, как мало мы на самом деле знаем о самих себе и своей жизни, и тем более - о жизни кого-то другого.
Тони, главный герой романа, ведёт повествование от первого лица и в первой части книги вспоминает свои студенческие годы - своих друзей, преподавателей, темы и вопросы, которые их занимали, свою первую девушку (такую дерзкую, недоступную, манипулирующую, загадочную) и самые драматичные подробности их отношений. Насколько мы можем доверять Тони как рассказчику? Наверное, настолько же, насколько можем доверять самим себе, вспоминая далекие события нашей жизни и пытаясь проанализировать свои поступки по прошествии многих лет. В этом заключается один из главных вопросов романа, красной нитью проходящий через все повествование: что такое история, как мы можем делать какие-либо суждения о мировых событиях прошлого, если мы едва ли можем с точностью утверждать, что именно и почему мы сами сделали вчера, год назад, сорок лет назад?..
Во второй части книги мы снова читаем рассказ Тони о своей жизни, но он уже не студент, а милый, немного занудный дедуля, который внезапно получает привет из прошлого в виде неожиданного наследства - небольшой суммы денег и дневника одного из его лучших друзей юности, покончившего с собой много лет назад. Однако получить это наследство оказалось не так просто, несмотря на его законное право им обладать. Пытаясь заполучить то, что положено ему по закону, Тони внезапно снова погружается в события сорокалетней давности и обнаруживает, что, возможно, все было совсем не так, как ему до сих пор казалось... Тони предстоит переосмыслить некоторые свои поступки, возобновить некоторые давно потерянные связи, узнать пару тайн, закрыть пару гештальтов - и найти способ как-то жить со всем этим дальше.

Я не могу сказать, что роман мне понравился, мое первое впечателние было скорее негативное - показалось, что все слишком поверхностно, герои в основном раздражают, события и "тайны" в основном неубедительные, и вообще - как эти замечательные юные мальчики, умные, веселые, полные смелых мыслей и идей, превращаются со временем в душных стариканов, не блещущих ни умом, ни моральными качествами? :( Это был мой главный вопрос после прочтения. Решение главной "детективной" части книги, главной загадки, показалось мне очень странным и немножко надуманным - ну, да, автор обманул мои читательские ожидания, эффект внезапности сработал, но дальше этот ответ как бы застыл в воздухе (просто прими это как данность, читатель, никаких подробностей я тебе не расскажу, недосказанность - обязательный элемент нелепых решений нелепых конфликтов).
Тем не менее, возвращаясь к тексту романа, я замечаю много интересных фишечек: как одни и те же темы (самоубийство) возникают в разных местах романа и воспринимаются и героями, и читателем совершенно по-разному; как можно проанализировать систему персонажей и найти всем двойников, открыть неожиданные сюжетные и смысловые параллели; как вкрапления упоминаний других авторов и других текстов "расширяют" текст романа и дают больший простор для интерпретаций (наверное) (сама я этот слой не считываю, потому что копаться в упомянутых текстах не готова, но уверена, что другой, более подготовленный или более заинтересованный читатель, найдёт массу интересного, недоступного мне)).

Словом, в моем случае мэтч не случился, но если вам нравятся околодетективные истории, загадки прошлого, игры памяти и занудные стариканы, рефлексирующие о своей юности (ну вдруг) - возможно, вам зайдет! :)