Больше рецензий

8 июля 2022 г. 08:07

4K

5 Ускользающая красота уходящей эпохи, или Мир уже никогда не будет прежним

Эти три пьесы Теннесси Уильямса я читала пару лет назад и даже на две из них («Трамвай "Желание"» и «Стеклянный зверинец») писала рецензии, рассматривая героев с психологической точки зрения. А «Кошка на раскалённой крыше» осталась без отзыва. Но так как классическим произведениям свойственна множественность прочтений, то теперь мне захотелось несколько расширить контекст и перевести взгляд от частностей к общему впечатлению от пьес и их символическому значению.

Более того, сам автор признавался, что посыл его произведений заключается не только в разрешении психологических проблем человека: «Мне хотелось поведать об истинном опыте тех людей, что познали мрачные мгновения, иногда мимолётно объединяющие тех, кто попал под грозовую тучу кризисной ситуации. Но какая-то тайна человеческой жизни всегда остаётся нераскрытой и в пьесе…» (Теннесси Уильямс).

«Жизнь продолжается и после гибели всех идеальных представлений о ней» («Кошка на раскалённой крыше»). «Сейчас мир освещён молнией!» («Стеклянный зверинец»). «Как прекрасно небо! Улететь бы на ракете, да и не возвращаться» («Трамвай "Желание"»). «Любить надо друг друга, любить, теснее собраться вместе, особенно сейчас, когда чёрная беда пришла к нам в дом» («Кошка на раскалённой крыше»). «Преднамеренная жестокость, по-моему, - единственный грех, которому нет никаких оправданий» («Трамвай "Желание"»). «Сила любви и в самом деле огромна! Любовь – это то, что изменяет целый мир!» («Стеклянный зверинец»).

Уильямс писал, что в своём литературном становлении он более других обязан Чехову, который научил его художественной восприимчивости. И портрет Антона Павловича всегда висел в рабочем кабинете Уильямса, где бы он ни жил. Теннесси Уильямс действительно многому научился у Чехова, в чём он неоднократно признавался и сам. Хотя вряд ли, наверное, между пьесами этих двух авторов возможны прямые аналогии.

Американский драматург Артур Миллер, считающий, что влияние Чехова на мировую драму не знает равных, отмечал, что «по крайней мере, одна из традиций Чехова явственно ощущается в творчестве Уильямса… Вынужденный бежать с разорённой плантации человек окунается в жизнь, далёкую от эпохи, всё ещё продолжающейся на плантации, той поры, когда человеческие отношения ценились выше экономических условий». И этот финальный грустный аккорд старых плантаций Юга очень уж созвучен со стуком топора в чеховском вишнёвом саду. Оба драматурга понимают, что красота (как старых плантаций, так и вишнёвого сада) обречена на гибель вместе с прежним миром, от которого она неотделима. Но сочетание лиризма с юмором позволяет хотя бы немного уменьшить печаль об ускользающей красоте.

В этих пьесах чувствуется пугающее дыхание грядущей катастрофы, гибели красоты. Все три их названия очень символичны. Покалеченный стеклянный единорог вместе с кошкой на раскалённой крыше, как и увозящий в туманную даль трамвай "Желание", в некотором смысле соотносимы со многими персонажами пьес Уильямса, бросая грустный свет на судьбы этих обнищавших наследников разорившихся плантаторов.

Автор ведёт речь о человеческих отношениях на фоне уходящей эпохи старых плантаций Юга Америки. Большой Па («Кошка на раскалённой крыше») – пожилой и смертельно больной плантатор, Бланш («Трамвай "Желание"») никак не может смириться с утратой родительской усадьбы-мечты, возвышавшейся над плантациями, а Аманда («Стеклянный зверинец») живёт исключительно воспоминаниями о прежней жизни на Юге. И герои, воспринимающие себя лишь в плантациях прошлого, подобны Раневской, пребывающей в мечтах-фантазиях и не желающей принимать неизбежность утраты вишнёвого сада. Но ведь смотреть желательно вперёд, а не назад. А обращение восторженного и гордого взгляда преимущественно на прошлое (даже если оно действительно было каким-то особенным и прекрасным) погружает людей в иллюзии, отвлекает от решения важных текущих проблем и построения нормального будущего, то есть обрекает их на трагическое и беспросветное существование.

И это уничтожение плантаций (как и конец вишнёвого сада у Чехова) знаменует гибель утончённой культуры. Но пьесы обоих драматургов позволяют каждой эпохе проводить аналогии с современностью, рассматривая их со своей точки зрения.

Как же с помощью трёх символов-названий можно описать нашу жизнь?
Ну, я, например, отвечу так:
Хрупкий стеклянный зверинец, радостно звеня отбившимися осколками, стремительно мчится в неведомую бездну на взбесившемся трамвае «Желание», на раскалённой крыше которого изо всех сил пытается удержаться несчастная, но смелая кошка
Если у кого-то есть другие варианты, буду рада увидеть их в комментариях.)


картинка Ludmila888

Спасибо, Женя Zhenya_1981 , за удачное и своевременное напоминание о творчестве Теннесси Уильямса! )

Комментарии


Интересный обзор, а я все никак не продолжу знакомство с автором, Кошку очень давно хочу прочесть


Мне, пожалуй, Кошка понравилась меньше двух других пьес. Наверное, поэтому в своё время я и рецензию на неё не написала, ограничившись Зверинцем и Трамваем. Но в целом, конечно, все три пьесы хороши.

Спасибо за внимание, Галя! )


А обращение восторженного и гордого взгляда преимущественно на прошлое (даже если оно действительно было каким-то особенным и прекрасным) погружает людей в иллюзии, отвлекает от решения важных текущих проблем и построения нормального будущего,

Понравилось, как ты сформулировала мысль, не забыв отметить, что суть даже не в том, каким это прошлое было, а в самом подходе к жизни...


на раскалённой крыше которого изо всех сил пытается удержаться несчастная, но смелая кошка…

Символическая картина жизни получилась запоминающаяся)

Я у автора читала только «Трамвай "Желание"». Пьеса понравилась. Вскоре после её прочтения мне попался фильм "Жасмин" Вуди Аллена. Это вольная и, на мой взгляд, довольно любопытная трактовка пьесы Теннесси Уильямса.
"Стеклянный зверинец" взяла на заметку... Стало любопытно.

Спасибо за интересную рецензию, Людмила!)


Вскоре после её прочтения мне попался фильм "Жасмин" Вуди Аллена. Это вольная и, на мой взгляд, довольно любопытная трактовка пьесы Теннесси Уильямса.

Ух ты! Интересно! Надо будет посмотреть этот Жасмин (хорошо, что не Нарцисс!) ). А я видела только фильм «Трамвай "Желание"» с Вивьен Ли в роли Бланш, который тоже сразу после прочтения пьесы нашла.

Спасибо за отклик, Ника! )


За "спасибо" спасибо! Правда, не очень понятно, чем заслужил :)

Зверинец и кошка у меня в хотелках, трамвай мне очень понравился. Я твой должник по трамваю, должен написать рецензию. Не за это ли "спасибо" ? :)

Жить прошлым - это во многом уже не жить. Когда взгляд обращен только назад, и впереди уже ничего нет, наверное это какой-то вид медленной смерти.



Как же с помощью трёх символов-названий можно описать нашу жизнь?

- Кошка, вырвавшись на раскаленную крышу стеклянного зверинца, была сбита проходившим мимо трамваем "желание".

- На раскаленной крыше трамвая "желание" кошка доехала до конечной остановки - стеклянного зверинца.

- Аннушка уже разлила масло и "трамвай желание" собъёт оставленный на рельсах стеклянный зверинец, уронив в осколки гулявшую по раскаленной крыше кошку
.
Ерунда выходит...


За "спасибо" спасибо! Правда, не очень понятно, чем заслужил :)

Ну, ты меня, конечно, удивляешь, Женя. Я же уточнила в благодарности, за что она: за напоминание о творчестве Теннесси Уильямса. Ты ведь совсем недавно мне писал о понравившемся тебе «Трамвае "Желание"» и о своём долге по рецензии, от которого я тебя, кстати, сразу и освободила. И именно после этого у меня возникла мысль написать отзыв на все три пьесы, которого, безусловно, не было бы, если бы ты не напомнил мне об американском драматурге. Так что ты невольно подтолкнул меня к написанию этой рецензии. )

Спасибо, Женя, что поучаствовал в предложенной игре! Мне понравились все твои варианты, но самый некровопролитный – второй, конечно. Ведь очень хотелось бы оставить кошке шанс на спасение. И она же умеет прыгать, приземляясь на все четыре лапы. Только сейчас вдруг подумала, что из всех трёх символов только кошка – существо живое, одушевлённое, настоящее. )


Ну, ты меня, конечно, удивляешь, Женя. Я же уточнила в благодарности, за что она

Нет, я не настолько невнимателен. Я просто имел в виду, что это не стоит благодарности.



Только сейчас вдруг подумала, что из всех трёх символов только кошка – существо живое, одушевлённое, настоящее. )

тем тяжелее ей, наверное, на раскаленной крыше


Нет, я не настолько невнимателен. Я просто имел в виду, что это не стоит благодарности.

Ах, видимо, это я настолько наивна, что, не сумев прочесть между строк, приняла твои слова за чистую монету. Но я учту на будущее твоё отношение к благодарностям. )



тем тяжелее ей, наверное, на раскаленной крыше

Да, конечно! И именно поэтому кошка уж точно заслужила шанс если не на благодарность, то хотя бы на спасительный прыжок с раскалённой крыши на твёрдую землю, причём сразу на четыре лапы. Хотя можно и на рояль (который в кустах), так как он тоже твёрдый и устойчивый, несмотря на всего три ножки. )


Интересный обзор сразу на три пьесы. Спасибо, Людмила! )

А я у Теннесси Уильямса до сих пор ничего не читала, и даже кажется экранизации не смотрела.

А какую одну из этих 3 пьес вы (или лучше "ты"?) посоветовали бы прочесть? Я склоняюсь к «Трамвай "Желание"», сама не знаю почему )


Да, лучше на "ты", конечно. )
Я бы как раз и посоветовала начать с «Трамвая "Желание"», так что интуиция тебя не подводит. Там такой шикарный букет расстройств личности! У старшей сестры – истерическое, а у младшей – зависимое. Ну, и без токсичных цветочков, разумеется, не обошлось, так как у мужа младшей – ярко выраженная нарциссическая акцентуация характера. )

Спасибо тебе, Кристина, что заглянула на огонёк! )


Тогда добавлю «Трамвай» в виш )

Интуиция иногда правильные вещи подсказывает. )


Стеклянный зверинец, раздроблен был в крошку,
Когда тормозил раскаленный трамвай,
На крыше которого глупая кошка
Пыталась вернуться в потерянный рай...
)))


Исправил...

Стеклянный зверинец, раздроблен был в крошку,
Когда тормозил раскаленный трамвай,
На крыше которого глупая кошка
Желала вернуться в потерянный рай...
)))


Спасибо, Сергей, что, несмотря на занятость, нашёл и уделил немного времени моему скромному отзыву! )
А за участие в игре - отдельное спасибо!



Исправил...

Отличное исправление: "пыталась" на "желала"! Ведь кошка всё-таки ехала на раскалённой крыше трамвая "Желание"! ) Но так как я упоминаю название трамвая в своём варианте, то у меня кошка не желает, а пытается (осуществить своё желание).

Замечательную версию ты придумал! Да ещё и в стихах! Ещё мне показалось, что по содержанию и смыслу наши с тобой варианты чем-то похожи и достаточно близки:



Стеклянный зверинец, раздроблен был в крошку,
Когда тормозил раскаленный трамвай,
На крыше которого глупая кошка
Желала вернуться в потерянный рай...

Хрупкий стеклянный зверинец, радостно звеня отбившимися осколками, стремительно мчится в неведомую бездну на взбесившемся трамвае "Желание ", на раскалённой крыше которого изо всех сил пытается удержаться несчастная, но смелая кошка…

Я вообще очень люблю кошек. Впрочем, как и ты. ) Но, видимо, наши взгляды на кошку всё же несколько отличаются. У тебя она глупая, а у меня – смелая. Твоя глупая кошка желает вернуться в потерянный рай, то есть смотрит назад. А моя несчастная кошка набирается сил и смелости, чтобы выжить и вырваться из приобретённого ада, обращая свой взор только вперёд и не оглядываясь. Но хороши, конечно, обе кошечки, которые прекрасно дополняют друг друга. И пусть каждой из них удастся спрыгнуть с раскалённой крыши на все четыре лапки! )


Желая вместе с кошкой прокатиться,
Стеклянные звери залезли на крышу трамвая,
И надо же было ей раскалиться,
Что капали звери на рельсы, с той крыши стекая...
)))


Опять приходится дублировать - слово пропустил (

Желая вместе с кошкой прокатиться,
Стеклянные звери залезли на крышу трамвая,
И надо же было ей так раскалиться,
Что капали звери на рельсы, с той крыши стекая...
)))


Класс! Ты сегодня в ударе! ) И даже всех стеклянных зверей переколотил. Вернее, сначала раздробил их в крошку, а потом расплавил и разлил на рельсы. ) Правда, у искусственного зверинца, в отличие от кошки, при любом раскладе практически не было шансов. Например, в моём варианте он был целиком во власти взбесившегося трамвая, из закрытого салона которого не выскочишь уже. Всё-таки поддельным зверькам далеко до кошки, которая по-прежнему вполне может спастись, потому что она живая и настоящая.)

Спасибо, Сергей! )))


Вот тоже хочу что-нибудь с рифмой написать и ничего не получается
Не надо нас кошек на раскаленные крыши садить


Так кошки же умеют спрыгивать с раскалённых крыш сразу на все четыре лапы. )