Больше рецензий

7 июня 2020 г. 15:15

4K

5 Мечта ➔ Желание ➔ Кладбище

"Мечта" – "Желание" – "Кладбище" – именно по такому маршруту американский драматург отправляет в жизненный путь каждую из двух сестёр, рождённых и воспитанных в когда-то обеспеченной и благополучной семье Дюбуа.

Первой добровольно отреклась от Мечты младшая сестра Стелла, отдавшись во власть собственного Желания. Она вышла замуж за простого, грубого и неуравновешенного Стэнли, который вытащил её из «Мечты» - «большущего дома с белыми колоннами», «стащил к себе, вниз» и по ночам зажигал «разноцветные огоньки», ставшие её осуществлённым Желанием и счастьем: «Есть у мужчины с женщиной свои тайны, тайны двоих в комнате, и после всё остальное не столь уж важно».

Красивая и утончённая старшая сестра Бланш долго цеплялась за Мечту, пытаясь балансировать между Мечтой и Желанием. Но на двух стульях ей усидеть не удалось. А место утраченной Мечты благополучно занял невроз, проявляющийся у героини, в частности, в навязчивой потребности в бесконечных водных процедурах и патологической зависимости от мнения других о её внешности. И тогда Бланш научилась убегать от реальности в иллюзии с помощью алкоголя, к которому всерьёз пристрастилась. Подобно мотыльку, беспорядочно порхая за Желанием, она потеряла и жильё, и работу. «Дошла до последней черты, дальше – уже только безумие». И оно не заставило себя долго ждать. Не имея крепкого внутреннего стержня, тонко чувствующая и ранимая Бланш «всю жизнь зависела от доброты первого встречного» и очень нуждалась в этой доброте.

Оставшись без «Мечты» и без средств к существованию, легкомысленная девушка-фантазёрка добирается двумя трамваями с символическими названиями «Желание» и «Кладбище» к своей беременной сестре, которая живёт с мужем в крайне стеснённых условиях. Не сумев устроить собственную судьбу, разбазарив родительское наследство и поселившись фактически на головах своих нищих родственников (причём живя за их же счёт), идеалистка-мечтательница Бланш позволяет себе ещё и поучать Стеллу, и поливать грязью Стэнли. «Слепой… ведёт слепого». Однако, запущенный бумеранг не замедлил с возвращением, обрушив на Бланш свою удвоенную разрушительную силу. Первым мстителем стал Стэнли. Сначала он уничтожил развивающиеся отношения Бланш с потенциальным женихом. А чуть позже, пока жена была в роддоме, этот примитивный представитель сильной половины человечества решил, как он выразился, «побаловаться» с её сестрой. Попытки девушки вырваться и защититься с помощью разбитого горлышка бутылки не увенчались успехом...

Желание и идеализм Бланш, не отпускающие её даже после болезненной утраты Мечты, странным образом объединились и перемешались в сознании героини, приведя её к бедам и гибели – на Кладбище. Иллюзорный мир Бланш с лёгкостью был повержен грубой материальной силой. А слабохарактерная и зависимая Стелла предпочла не поверить сестре и выбрала сторону мужа для собственного удобства: «Поверь я тому, что она рассказывает… да как же мне тогда оставаться со Стэнли, как мне тогда жить с ним?».

В результате Бланш была объявлена сумасшедшей и принудительно отправлена в психушку (иначе говоря - на Кладбище). Поступив так со своей сестрой, Стелла подписала приговор не только ей, но и себе самой: «Что же я сделала со своей сестрой! О господи, что я натворила!». Стелла «плачет безутешно, безудержно, взахлёб. И есть для неё какая-то странная сладость в том, что теперь она может, не сдерживая себя, оплакивать сестру, которая больше для неё уже не существует»

P.S. Хочется ещё добавить, что у сестёр Дюбуа, как и у многих людей, имелись некоторые психологические проблемы (в данном случае - где-то на грани между неврозом и психозом), лишающие их пластичности, попыток самоанализа и рефлексии, а также способности меняться в течение жизни. Похоже, что у Бланш было истерическое расстройство личности, а Стелла страдала зависимым расстройством. Ну, а у Стэнли - как минимум, ярко выраженная нарциссическая акцентуация характера.

«До чего же всё в этой жизни перепутано…».
картинка Ludmila888

Комментарии


Вот меня всегда удивляла наша человеческая попытка всё квалифицировать. Честно не вижу принципиальной грани между МЕЧТОЙ и ЖЕЛАНИЕМ. Это разные понятия, но четкой границы между ними нет.
И ведь МЕЧТА не может появиться просто так, без ЖЕЛАНИЯ. Встает вопрос, как про курицу и яйцо: что же первично?
А если так, то речь может идти о верности первому желанию, сформировавшему мечту. А другие желания эту мечту разрушали, предлагая взамен иные мечты. Но до формирования новых мечт дело не доходило. В результате оказалось потеряно всё.
Но это не делает первоначальное желание, сформировавшее мечту, лучше других и стойкая верность ему может привести к не меньшей жизненной трагедии.


Под ЖЕЛАНИЕМ здесь подразумевается, прежде всего, чувственное желание, сексуальное влечение. А МЕЧТА - более обширное понятие.


Извини, не понял такой тонкости. Может потому, что на примере Бланш желание именно как сексуальное влечение в рецензии не прозвучало, а пьесу я не читал, если там это было.


Я думала, что это будет понятно из описания в начале отзыва осуществлённого желания Стеллы:

по ночам зажигал «разноцветные огоньки», ставшие её осуществлённым Желанием и счастьем: «Есть у мужчины с женщиной свои тайны, тайны двоих в комнате, и после всё остальное не столь уж важно».

Бланш вела легкомысленный образ жизни, путаясь с многочисленными мужчинами:

Подобно мотыльку, беспорядочно порхая за Желанием,

Со Стеллой было понятно, я же написал, что непонятно именно с Бланш. Но теперь я понял, что ты имела в виду :)


Видимо, дело действительно в том, что ты не читал пьесу. Те, кто читал её, поймут всё правильно сразу, наверное.)


ОК. Но тогда у меня вопросы к Уильямсу. Получается, что он ратует за сексуальное воздержание, и именно от алгоритма сексуальной жизни человека зависит его жизненная состоятельность.


Мне кажется, что между сексуальным воздержанием и активной, но беспорядочной сексуальной жизнью, как и между любыми двумя крайностями, находится достаточно широкий диапазон нормы – других возможных вариантов, приближённых к золотой середине.

Пока я прочитала только две пьесы Уильямса. И похоже, что драматургу свойственно акцентировать особое внимание на сексуальной жизни. И перегибы в этом вопросе как раз и приводят его героев, не лишённых возвышенных идеалов, к гибели.


Ну, значит, я верно уловил тенденцию :)
Хорошо ты мне его напела "по телефону".

Как выглядит сексуальное воздержание - понятно, а вот как выглядит активная беспорядочная сексуальная жизнь - нет. Потому что неясно, это еще достаточно широкий диапазон нормы, или уже крайность. А что там за крайностью? Еще большая крайность или это уже не важно, если достигнута некая точка К?


Определение границы между нормой и патологией – это всегда достаточно сложный вопрос. А за крайностью, по всей вероятности, - психушка. )

Кстати, пара слов об Антоне Павловиче. Уильямс писал, что в своём литературном становлении он более всех обязан Чехову, который научил его художественной восприимчивости. Портрет Чехова всегда висел в рабочем кабинете Уильямса, где бы он ни жил. А в «Чайке» американский драматург видел эталон драматического искусства. И он написал свою вольную вариацию-адаптацию «Чайки» под названием «Записная книжка Тригорина».

А некоторые критики даже предполагают, что «Трамвай "Желание"» вырос из «Трёх сестёр», потому что Бланш (как Ольга) учительница, а Стелла (как Маша) замужем, а третья сестра якобы умерла. Другие же находят в муже Стеллы черты Лопахина, а в Бланш – Раневской. Но всё это больше похоже на какие-то необоснованные домыслы. Вряд ли между пьесами Чехова и Уильямса возможны прямые аналогии.


Ясно, если мужчина, например, способен "желать" по 3-5 партнерш в день, и его харизма и финансовые возможности, это позволяют, а к сердцу близко он это не принимает, то это - норма.
А другой изменил разок жене - "пожелал" другую, и развел такие душевные антимонии, что угодил в психушку - это патология.

Тогда причем здесь сама сексуальная жизнь, дело не в ней, а в отношении к ней. А это совсем другое дело :)


Ну, печальный конец героев Уильямса становится не прямым, а косвенным следствием подобных крайностей. Поэтому дело здесь не в отношении героев к своей сексуальной жизни. Например, Бланш, несмотря на всю свою возвышенность и утончённость, совсем не страдала муками совести и сожалениями о своих многочисленных связях. Но их следствием стала ужасная репутация, из-за чего хозяйка гостиницы, где жила девушка после утраты шикарного дома, указала ей на дверь. А работу учительницы она потеряла, так как совратила юного ученика. Так Бланш лишилась и жилья, и работы.


Тогда получается, что дело здесь в отношении других людей к сексуальной жизни героев. Значит, причина в конфликте с социумом. Ведь, если бы Бланш была осмотрительнее и конфиденциальнее в своих связях, если бы её отношения с учеником не стали достоянием общественности, то и патология бы не наступила.
А ведь последней каплей, как я понял, стало не "желание", а "нежелание", конфликт с сестрой по поводу мужа её добил.


Конечно, есть и другие нюансы. Но нельзя же объять необъятное. Я просто обозначила те пункты жизненного маршрута героинь, на которых акцентирует внимание читателей драматург, сделав их некими символами. Их отчий дом – "Мечта", а трамваи, по очереди увозящие их обеих, - "Желание" и "Кладбище".


Мечта - это такое сильное желание, которое осуществившись заменяет все остальные желания на одно - вернуть мечту. А до кладбища тогда уже рукой подать.


Это было Сергею, не знаю как в конец попало...


Мечта - это такое сильное желание, которое осуществившись заменяет все остальные желания на одно - вернуть мечту. А до кладбища тогда уже рукой подать.

Ах, как лихо закручена мысль! Браво! )))


Спасибо, Людмила. Когда-нибудь и я доберусь...


Добирайтесь, Женя, добирайтесь! До пьесы, разумеется…
Главное в пути – не садиться на трамвай "Кладбище"!