Больше рецензий

26 июня 2022 г. 13:00

680

5 Спойлер Двойственность восприятия

Именно в этом романе Грина отчетливо видно, что он символист. Вся эта небольшая книга, всего 250 страниц, это целое полотно загадок и непростых отсылок, сотканных воедино. Если в детективном романе, не можешь остановиться, потому что хочешь угадать, кто злодей, то читая эту книгу, хочется начертить огромную блок-схему, соединить ее ниточками и разгадывать тайны, подобно путешественникам-авантюристам.

Коротко о сюжете. Молодой мужчина Гарвей мельком видит на причале загадочную и прекрасную женщину, позже слышит таинственный голос, нашептывающий ему, как оказалось, имя корабля, стоящего в гавани. Поддавшись порыву, Гарвей отправляется путешествовать на этом корабле без какой-либо внятной цели.

После прочтения у меня осталась сотня возможных догадок и еще больше вопросов. Каково же было мое удивление, что в сети почти везде представляется максимально упрощенная схема! "Молодой мужчина-мечтатель гоняется по морям за одной женщиной, но находит другую. Потому что первая слишком сдержанная и практичная, а вторая - мечтательница." Слишком детское изложение мысли, слишком простое, слишком не вяжется оно с этим сложным рисунком, созданным автором. Эта идея есть, но она в лучшем случае занимает 15 процентов всей истории. Да и так ли она правдива?

Талант Грина в том, что он создает настолько противоречивый двойственный мир в своей повести, что дает читателю полное право решать, что в действительности за картина перед его глазами.

Вот перед нами Томас Гарвей, мечтатель и главный герой, отправившийся путешествовать на корабле "Бегущая по волнам" вместе с ужасным и коварным капитаном Гезом, бросившим его посреди ночи с корабля в шлюпку в открытом океане. Но кто сказал, что он мечтатель? По первым главам в его размышлениях нет никакой восторженности, свойственной романтизму, скорее множество философских размышлений, изрядно приправленных экзистенциализмом.

Вот доктор Филатр, лечивший Гарвея от внезапной и тяжелой болезни. Судя по речам Филатра, он отлично знаком с множеством трудов психологов, психиатров и других исследователей мозга. Да и сама тема причудливости сознания и восприятия мозга довольно подробно обсуждается в первых главах. Таким образом, возникает первый вопрос, на который любой отвечает, как хочет: насколько же достоверны все рассказы и впечатления главного героя?

Вот коварный и откровенно мерзкий капитан Гез, набравший в свою команду отбросы, а заодно подбирающий из первого по пути порта дам весьма сомнительной репутации. Он страшный пьяница и просто маньяк - отчего же герой в одной и той же таверне перед своим отплытием слышит две совершенно разные оценки? "Капитан Гез - безумец" и "Капитан Гез - лучший из людей". На лучшего из людей он явно не тянет. Единственное объяснение Биче Сениэль, что тот - человек с неустойчивой личностью, копирующий случайных книжных героев, тоже кажется странным.

Вот Фрези Грант, настоящая "Бегущая по волнам", девушка из легенды, помогающая Гарвею, брошенному в океане. На первый и очень грубый взгляд именно ее образ является разделителем людей на верящих в нее мечтателей (положительных героев, заслуживших в итоге счастье) и не верящих прагматиков. Отчего же тогда капитан Гез и вся отъявленная шайка головорезов ее отчетливо видят? Что читатель вообще узнает о Фрези Грант, бегущей по легенде по воде к загадочному острову, так и не достигая его? Остров прекрасен из-за гор изумительной красоты, но он бесплоден и нет на нем ни единого дерева, что автор подчеркивает. И что если сама Фрези и ее бесплодный, но манящий остров - образ не просто Мечты недостижимой, но Мечты, не приносящей в итоге удовлетворение, равно как и непонятное влечение героя к Биче Сениэль?

В этом романе еще с полдюжины загадок, но тогда отзыв станет чересчур длинным. Еще одна двойственность выбора, которая мне понравилась, это два варианта развития для корабля "Бегущая по волнам" - судьба двух разных кораблей-призраков "Марии-Целесты" и "Летучего Голландца".