Больше рецензий

26 июня 2022 г. 07:42

2K

4 «Остановить?.. Их нельзя остановить, в том-то и дело. Это нельзя остановить». (с)

Часть 2 — рецензия
⠀⠀⠀После просмотра интервью с Дмитрием Глуховским появилось желание — надо прочитать книгу «Пост» в двух частях. Сначала хотелось послушать оригинальную аудиокнигу (как это и было задумано автором), но лучше воспринимаю текст. Вооружившись книгой, можно отправляться в путешествие по постапокалиптической России. На самом деле, ожидания были завышенными — уж слишком хорошо продвигал Глуховский про свою книгу. Была приятно удивлена — книга смогла произвести впечатление, хотя я не фанатка русской постапокалиптики. Да и авторский стиль Глуховского не слишком привлекает меня (дело вкуса). Но обо всем по порядку.
Сюжет, задумка и персонажи
⠀⠀⠀Постапокалиптическая Россия, где нет прежних государственных границ, территорий и образований. От прежней России осталась только Московская империя (Московия), а там, за рекой Волга, осталась территория, отравленная, таинственная и пугающая. Но Москва все еще стоит и процветает, а охраняют ее посты на границах. И вот отправляют специальный отряд, который сможет преодолеть границы и добраться до земли, некогда принадлежавшей прежней России. Никто не знает, что можно ожидать там, за мостом, — надежда или погибель человеческая. Пока казачьи войска отправляются в поход, жизнь на восточных границах «процветает», ведь осталось так мало продовольствия. Да еще глухой проповедник, который вызывает трепет в грешных душах Поста. Что же это — божье спасение или предвестник чего-то ужасного?
«Народ взбеленился, предатели растащили страну по частям, а столица была слишком обескровлена, чтобы и дальше держаться за отваливающиеся земли. Москва тогда, дескать, провела границу по отравленной ядовитой Волге, поставила на этом берегу Пост, про тот берег забыла и занялась своими делами. Дел было еще невпроворот. Была Россия – стала Московия».
⠀⠀⠀Сюжет динамичный, насыщенный и драматичный. Сложно остаться равнодушной. И кульминация способна поразить до глубины души. Надежда, хоть и крохотная, все же была. А теперь что, неприглядная тьма, где бесовская молитва идет по следам? Естественно, подогревается интерес — что же будет с Мишель и Егором, справятся они или нет? Сначала казалось, что легко пережить жесть, раскрывающуюся в книге. Даже стихотворение Есенина про березу, которое постоянно заучиваем в школе, может успокоить. Но уже разговоры Егора с мертвецами начинают вводить элементы страха и тревоги. А потом, в момент открытия Мишель, события набирают обороты. И уже нет уверенности, сможешь ли выдержать все, что подготовил автор. Страшная, ужасная, кошмарная атмосфера, которая пугает не только кровавыми событиями, но и темами. На самом деле, достаточно тревожно читать эту книгу. Боюсь представить, какие чувства она вызывает в исполнении Глуховского.
«Зло там. На том берегу. Спит, ждет, чтобы его разбудили. Вам кажется, у нас тут мирная жизнь, да? Спокойная? Это потому что мы тише воды, ниже травы сидим. Оно не замечает нас, вот поэтому. Ему нас через реку не видно. А вы хотите к нему прямо в пасть».
⠀⠀⠀В книге пугающе прекрасно все — атмосфера, которую так и хочется переложить на сегодняшнее время; герои, которые такие простые и близкие обычному человеку; поднятые темы, заставляющие задуматься о великом и ужасном. Особенно зацепила тема конфликта регионов и столицы, который показан на примере Московии и окружающего мира. Этот конфликт прослеживается в разговорах, воспоминаниях, обычных делах (даже простое «Как Москва прикажет» показывает всю подноготную). Например, поставки продовольствия, прохождение кругов ада для связи и достижения договоренностей с Москвой («Будет поставка! Куда они денутся»). Или шуточки про развлечения здесь, на Посту у восточных границ: «Тут у вас какие по вечерам развлечения? Слизней с капусты собирать?». И главная интрига так или иначе связана с этой темой. Тут много и других тем: к примеру, бравые молодцы, которые кричат о славе, о добровольном решении и Родине, а на деле приказ. И про религию и веру: «Спасутся только праведники. Остальных бесы одолеют». И даже в мире, откуда ушел Бог (но «боженька отчалил» уже), люди пытаются верить: «Пожалуйста, пожалуйста, пожалуйста. Пусть с тобой все будет хорошо. […] Пусть ты разрешишь ему жить».
«А вы тут вот — как у Христа за пазухой, за речкой вашей. Богу молитесь! Крестись!».
⠀⠀⠀Герои простые и совсем понятные. Мишель, девушка, которая некогда жила в Москве, на Патриарших прудах, где у нее было все. Она не поверхностная, как может показаться, когда показывают ее с телефоном. Каждый из нас любит забываться и отправиться туда, где нет деструктивности. Для нее — это телефон. Как отлично описана ее мотивация: «Но он нужен Мишель не для того, чтобы звонить в настоящее. Он ей для связи с прошлым», — но Егор так или иначе подшучивает над девушкой, которая оторвалась от реальности. Теперь она хочется вырываться из оков Поста и отправиться обратно, в Москву. Но как? У нее появляется возможность, такая мимолетная надежда на спасение… И вновь угасает. Несмотря на довольно простое развитие героини (хотя они все такие тут), она все же ответственная, сильная и смелая. Интересна ее судьба. То же самое и с Егором: парень, который хочет угодить дама, но страшно обижается, когда она не отвечает взаимностью. Он груб и слишком эмоционален, поэтому от него часто слышишь нецензурную брань. При этом можно завидовать его смелости, которая льется через край. Или это безрассудство? Глупец или герой — подчеркните нужное слово.
⠀⠀⠀Как удивительно много аллюзий, которые можно соотносить с современностью. Постапокалипсис, но если сменить декорации, то события заставляют задуматься. Не зря Глуховский говорил о политизированности книг этого цикла. Только ленивый не заметит этого. Не хочется верить в такой вариант событий, о чем рассказывал Глуховский в одном из интервью. К этой книге нет особых претензий, за что можно было бы снизить оценку. Однако авторский стиль, который кажется аутентичным в показанной атмосфере, не близок мне (дело вкуса). Слишком простой и грубоватый. Но зато отлично показывает характеры персонажей, события и факты. Каждый герой так или иначе запоминается, а его речь кажется логичной и соответствующей характеру.
⠀⠀⠀Сильные стороны (плюсы): сюжет и задумка; динамичность, насыщенность, драматизм; сильная кульминация и интригующая концовка; поднятые темы и всевозможные аллюзии.
⠀⠀⠀Моменты, вызывающие сомнения (не плюсы и не минусы): авторский стиль.
⠀⠀⠀Слабые стороны (минусы): не найдены.
Выводы:
⠀⠀⠀Несмотря на то что мне не близок глуховский стиль (по крайней мере, в этом цикле), эта книга смогла впечатлить и удивить. Даже не так: заставила почувствовать тревогу. Казалось бы, книга не принадлежит жанру ужасов, но пощекотать нервы она явно сможет благодаря атмосфере, жести и пугающей схожести с реальностью. Сложно устоять перед такой задумкой, которая заставляет задуматься о многом. Не зря Глуховский говорил о политизированности, но зато какие результаты! Рекомендую ли эту книгу к прочтению? Да и еще раз да.

Комментарии


Я не знала, что "Пост" из цикла. Разве это не отдельное произведение? А про какое именно интервью вы говорите?) У него много. С Шихман?) А то лежит в плейлисте "позже", всё руки не доходят


Тут скорее не цикл, а части книги, просто удобнее назвать так, да и часто в общем обозначают как «Пост».

Да, как раз у Шихман, там прям подробно про книгу было, так что советую)


На Литрес в аудиокнигах отражается две: "Пост" и "Пост 2: Спастись и сохранить". Возможно в бумажном варианте это одна книга, но позиционируют как две.


Ну да)