Больше рецензий

1 августа 2013 г. 16:09

600

4

Я присела на минуточку в кресло, чтобы прочитать 1-2 главы перед вечерней рутиной и очнулась, когда первая часть книги подошла к концу, а стрелки часов перевалили за полночь. Такое нечасто случается у меня с книгами, и объяснить феномен никак не могу. Так что просто – браво. Браво за первую повесть "СЭС-2".

Что самое интересное, если рассказать сюжет повести, описать язык, атмосферу, детали и прочее, то выйдет что-то не слишком интересное. Смесь Стругацких и Грековой с "Ночным дозором", надеюсь, все терпеть не могут, когда одних авторов пытаются сравнить с другими. На деле же всё совершенно по-иному.

Первое, что бросается в глаза при прочтении, особая манера повествования. Оно идёт всегда от третьего лица, но приноровляется к тому персонажу, о котором идёт речь, так что мы воспринимаем окружающее как бы его глазами... Но это не со всеми персонажами. Некоторые оказываются от нас закрытыми непроницаемой оболочкой, и может быть и слава богу. Чего хорошего мы бы узнали, окунувшись в отравленный мир ведьмы Катюши? Или в печальный сквозь смех мир Васи? Или в мир того персонажа, что пугает меня больше всего – мамы Петрищенко. Она в своём старческом сумасшествии перешла какие-то магические границы, вовсю пророчит и проклинает, но никто не воспринимает это всерьёз, включая (казалось бы) персонажей и рассказчика, потому что старуха ходит под себя и большую часть времени дремлет перед телевизором.

Сюжет, если так разобраться, не слишком замысловатый, но он таким, наверное, и не должен быть. Тем более, что мистикой и нечистью современная культура давно избалована, после "Сверхъестественного" даже вендиго не кажется экзотикой. Основные пункты, которые воздействуют на читателя, – это атмосфера, обволакивающая сразу же, с первых строк, и необычайная живость и продуманность персонажей. Рассказать о них отвлечённо, так получатся стереотипы, которых мы встречаем на каждом шагу. Но в тексте они настолько детальные, выпуклые и яркие, причём при минимальной затрате стилистических средств, что снова приходится сказать – браво. Начнёшь анализировать каждого персонажа по отдельности и увязнешь. Поэтому быстренько пробегусь "по верхам", хотя и второстепенные персонажи здесь доставляют (Лев такой Лев, а Ляля такой подросток, что просто хочется запихать их в палату мер и весов, как наиболее ярких представителей определённого типа личностей).

Первым делом мы сталкивается с Розкой, и уже от имени можно плясать. Роза – банальнейший символ красоты, но зачастую красоты пустой. А уж форма имени "Розка" вообще чаще всего употребляется для кличек каких-нибудь коз или собачек. Вот и наша Розка, дитя своего времени, настолько типична для молодёжи того времени, что так и ждёшь от неё какого-то подвоха, что окажется в ней что-то этакое, что-то выше кофточек, "Анжелики" и мечты свалить за границу. Девка-то в сущности неплохая, добрая, но слишком подверженная непонятной страсти "быть как все", а точнее "быть не хуже всех". Только Вася в ней видит что-то большее... Но он на то и маг, наверное, зрит в будущее. Мне мнится, что действительно с возрастом эта "наивная зеленца", так похожая на банальное тупоумие, у Розки пройдёт.
Петрищенко напоминает мне какого-нибудь женского персонажа из романа Грековой. Измученная психологически баба-кремень, некрасивая, но умная, прячущая за строгостью простое желание, чтобы её кто-нибудь ценил. Типаж? Типаж. Дочку свою любит беззаветно и многое ей прощает, постоянно испытывает чувство вины. А чего стоит та сцена, когда она нашла порно-фотки с дочкой...
Вася показан очень скупо, но он очень интересен. За напускной беззаботностью и образом алалала рубахи-парня скрывается прекрасный специалист. Одинокий, педантичный, умеющий манипулировать, но при этом всё же персонаж положительный. Во многих фантастических книгах такие обаятельные парни долго не живут и много огребают.
Самый смак, конечно, – Катюша. Знаю я одну такую "Катюшку", пусть и молодую и немного по-другому действующую. Приторно сладкая, уси-пуси, а потом втихушку напустит на тебя всех чертей ада. Типаж Долорес Амбридж из Поттера, только более живая и "наша". Утром я вяжу розовые шарфики, вечером я приношу кровавые жертвы древней демонице.

А собственно "Малая Глуша" не впечатлила. Нет, конечно, переход между мирами, собакоголовые люди и ламии – это весело. Но сам сюжет и вопрос, поднимающийся в повести, слишком предсказуемый, так же как и ответ. Всё идёт именно так, как и должно идти, ты заранее угадываешь, что будут делать персонажи, что они скажут, чем всё закончится... И кажутся они неживыми, и их трагедия как-то не трогает. Хотя 2 момента в книге всё же порадовали: эпизод с пальцем, который затронул прошлое (не палец, эпизод), и Митя вместо Жени. Это было сильно, остальное – ну так.

Комментарии


Очень согласна, всё в точку.
Хотя манера изложения не от лица, а с точки зрения последовательно эн персонажей давно уже не новость, тут она весьма органична.


Для меня всё ещё новость. Насколько я понимаю, с такой формой всё больше движушники экспериментируют, а я ни фантастику, ни детективы толком не читала, всё больше что-то психологическое от первого лица.

Я бы у "СЭС-2" с удовольствием почитала продолжение.


А, ну да, это же я, к примеру, Олдями найдена и воспитана :) Ну, а Фолкнер?

Я тоже.


Не, Фолкнер честно от первого лица говорит, пусть и разными персонажами, в таких случаях. А тут именно вся приятность в том, что вроде как от третьего, а по смыслу — как от первого.


Нет, это ты "Шум и ярость" имеешь в виду, а я — "Сарторис" (там как раз вот так).


А, до "Сарториса" я так и не дошла, он у меня где-то в золотых копях Нижнего остался =( Меня так и останавливает максимализм в чтении. Хочется прочитать всю Йокнапатофскую сагу, но всю я её пока не собрала. Хотя и понимаю, что связаны книги там только условно.