Больше рецензий

Zhenya_1981

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

18 июня 2022 г. 23:05

4K

5 Пожить для себя

- фантазируем мы о далеких (хотя уже и не очень) пенсионных временах. Когда умудренные опытом, отдавшие свой долг детям, государству и обществу, мы сможем наконец-то со спокойной совестью посвятить часть времени своему хобби. Да, там ещё за внуками нужно будет присмотреть, да и возможно продолжать работать придется (а кому-то так даже захочется). Но уж час то в день можно будет найти. Со спокойной совестью.

Совесть - это наш властелин. И чем меньше мы на самом деле живём для себя, тем она спокойней. Чистая совесть, как говорится, самая лучшая подушка. Но подушки подушкам рознь. На одних спать удобно, а другими можно и задушить. Совесть зорко следит, чтобы мы жили ради хорошего мнения других о нас. Или ради хорошего мнения нас о самих себе. Впрочем, это одно и то же. Внутри нас сидит религиозный, политический, культурный, семейный авторитет, и, как злобный вирус, меняет ДНК в наших клетках.

Диктатура, тирания - это страшное зло. Они порабощают нас не столько физически, сколько морально. А тирания может быть не только в обществе, политике и религии; она может исходить от родителей, учителей, друзей, любимых. А со временем уже и от нас самих. Мы перестаём быть самими собой. А кто-то, так никогда и не становится.

Но диктатура тоталитарного государства худо-бедно заметна, её можно распознать. Особенно если ты не живёшь в нем. А ещё лучше, и не живёшь в её время. Куда сложнее распознать диктатуру, процветающую например в так называемом свободном демократическом государстве. Такие страны вежливо навязывают диктатуру рынка товаров и услуг. Где каждый человек одновременно и продавец, и товар.

Всё это виды рабства. Несвобода быть собой, заботиться о своих интересах, развиваться, со спокойной совестью быть счастливым . А потому мерилом свободы (а значит и счастья) Фромм считает нашу продуктивность.

Это уже вторая книга Фромма, которую я прочитал, и она тоже меня потрясла. Мне нравится, что Фромм лавирует на границе психологии и философии, не углубляясь ни в одну из этих пучин. И там, и здесь, на слишком большой глубине, я бы мог потерять его из виду.

Фромм был проповедником гуманистической этики. Это, по его определению, этика, при которой человек является одновременно и создателем, и исполнителем норм и законов поведения. В противовес этике авторитарной, где законы и нормы задаются извне.

Удивительно, но некоторые мысли Фромма напомнили мне Максима Горького. По видимости, тоже гуманистического мыслителя.

Вот цитата из "Человек для себя"



Став господином природы, он [человек] сделался рабом машин, созданных его собственными руками.

А вот цитата из Челкаша



И сами люди, первоначально родившие этот шум, смешны и жалки: их фигурки, пыльные, оборванные, юркие, согнутые под тяжестью товаров, лежащих на их спинах, суетливо бегают то туда, то сюда в тучах пыли, в море зноя и звуков, они ничтожны по сравнению с окружающими их железными колоссами, грудами товаров, гремящими вагонами и всем, что они создали. Созданное ими поработило и обезличило их.

Интересно Фромм пишет об отличии темперамента от характера. Темперамент - это унаследованные качества. Различия в темпераменте не несут этического значения. Предпочтение одного другому - личное дело каждого. Характер же - это набор приобретенных качеств и шкалы ценностей. Он является ключевой категорией этики. Путаница, связанная с взаимозаменяемым использованием этих терминов, привела к тому, что критические вопросы этики превратились для нас в субъективные вкусовые предпочтения.

Фромм выделяет четыре основных негативных типа характеров - рецептивный, эксплуататорский, накопительский и, недавно появившийся, рыночный. Я не смог четко определить счастливым обладателям которого из них являюсь. Но больше всё-таки последние два. В противовес им Фромм представляет продуктивный характер. И, таки да, он действительно лучше. Рекомендую.

Занятно рассуждает Фромм и об изменении окраски нашей оценки человеческого своеобразия и индивидуальности. Эти качества часто выглядят как "странность" или недостаток. В то время как на самом деле являются достижением человеческого свободолюбия. Одинаковость же, напротив, представляется благодатью и почитается за равенство. Здесь, видимо, снова происходит путаница между равенством характеров и равенством возможностей. Люди должны иметь одинаковые возможности реализовать себя, но если они при этом реализуют себя одинаково, значит где-то произошел сбой.

Вообще, тексты Фромма очень насыщены. Кроме основных мыслей и тем присутствуют множество вспомогательных. Каждую из которых можно было бы развить на целую книгу. Но, к сожалению, Фромм не гонится за количеством. Вот, кстати о птичках, на эту тему автором неожиданно вставляется очень болезненное для меня рассуждение. Он говорит об изменениях в системе образования. Ученики приобретают всё больше знаний, столь необходимых для их жизненного успеха, но при этом на то, чтобы думать времени уже не хватает. И на такую интересную тему всего один абзац! Таких примеров десятки.

Распространяется Фромм и о симбиотических отношениях, и о видах социализации, присущих каждому типу характера, и об отношениях между родителями и детьми, и о многом, многом другом. Вообще я заметил, что мыслители, педагоги, писатели, лично не имевшие детей, зачастую понимали детскую природу лучше (на мой скромный взгляд), чем авторы-родители. Эрих Фромм, Януш Корчак, Антон Макаренко (этих двоих я, правда, покп ещё не читал, но за них говорят их дела), Туве Янссон, Джон Холт. Странно, да?

Особенно много внимания уделяется разнице между жизнью для себя и эгоизмом. Ведь призывая читателей преследовать свои интересы, Фромм неминуемо вызывает обвинения в потакательстве эгоизму. Уже само название книги больше подошло бы какому-нибудь пособию для начинающего гедониста (если есть такие - пришлите ссылку!). Но это конечно же не так и автор четко отделяет зерна от плевел.

Очень рекомендую эту замечательную книжку. Она, как говорится, заставляет задуматься. В ней совершенно нет воды (как и в первой мной прочитанной - "искусство любить"), но при этом она вовсе не сухая. И главное, она совсем недлинная. А, значит, ещё останется время, чтобы пожить для себя!

картинка Zhenya_1981

Большое спасибо, Людмила Ludmila888 , за прекрасный совет в прошлогоднем НФМ :)

Комментарии


Продуктивность - т.е. труд? Или в другом смысле?

А конкретные советы как жить для себя автор даёт?


Продуктивность - т.е. труд?

Зачем же сразу предполагать самое худшее? :)
Нет, продуктивность - это способность человека использовать свои силы и реализовывать свои возможности. Причем, она необязательно связана с произведением на свет чего-то нового (материального или духовного). Можно быть продуктивным сочиняя стихи (а можно сочинять стихи и не быть продуктивным). А можно быть продуктивным, читая стихи. И тем самым, испытывая те же чувства (или даже более сильные), чем сочинивший их поэт. Реализуя тем самым какой-нибудь внутренний потенциал. Например, тягу к прекрасному или способность к эмпатии. Но это слишком заоблачный и абстрактный пример. А более понятный ты можешь найти в моём ответе BakowskiBabbitts (если подождёшь 2 минуты :))



А конкретные советы как жить для себя автор даёт?

Нет, конкретных советов я не припомню. Типа: каждый день перед завтраком делайте следующие три вещи, и будете счастливы. Такого вроде бы нет. Ну в целом (тоже довольно абстрактно) - любить и принимать себя, иметь и развивать систему ценностей, понять свои потребности и стремления, развить те из них, которые не согласуются с ценностями. Как-то так.


развить те из них, которые не согласуются с ценностями

согласуются, конечно. Без "не" :)


Куда сложнее распознать диктатуру, процветающую например в так называемом свободном демократическом государстве. Такие страны вежливо навязывают диктатуру рынка товаров и услуг. Где каждый человек одновременно и продавец, и товар.

Я прям наяву вижу, как в книжном магазине, одна из пыльных и забытых книг Маркса сорвалась с верхней полки и нечаяно попала вам по голове, не больно, по касательной)))
А что такое "продуктивность"?
Типа не ныть о своей нищете, а работать и все будет хорошо?


:)
Нет, на меня Маркс не падал. А что, кстати, он ещё продаётся?
А вот Фромма называют одним из основателей фрейдомарксизма.
Не знаю точно, что это значит, но что-то марксисткое в этом есть.
Может быть на него упал пыльный Маркс?
Вы конечно иронизируете, но если Вы внимательно читаете мои рецензии, то должны были видеть, что я не люблю рыночные отношения (особенно между людьми) и мне неприятно многое в современном капиталистическом мире. Но при этом, отказаться от него я тоже не хочу. Я как тот голубой воришка в "12 стульях", который крал, но ему при этом было стыдно. Ну только я не воришка конечно. И не голубой.



А что такое "продуктивность"?
Типа не ныть о своей нищете, а работать и все будет хорошо?

Нет. Вот у Вас, например, тяга к социальной-экономической и к исторической справедливости. Для Вас они на вершине шкалы ценностей. И Вы, не сидите сложа руки, а пишите рецензии на животрепещущие для Вас темы. Тем самым, реализуя свой потенциал. В этом и заключается продуктивность.


Благодарю за разъяснения!



А что, кстати, он ещё продаётся?

Уууу... Вы даже не представляете какой бум творится последние пару-тройку лет в России, почти во всех крупных издательствах издают, достаточно посмотреть здесь у букинистов тут-же сметают старые издания.
К чему бы это?
Говорят у нас хорошо живется...


К чему бы это?

История развивается по спирали


Хотелось бы.


"Капитал" Маркса вовсю продается, только вступительные статьи к нему меняются!) И почти в каждом городе все еще есть улица Карла Маркса... на одной из них живу я!


Спасибо, Женя! ) Хорошо, что я в своё время тоже писала на эту книгу рецензию, которая мне же сейчас и помогла освежить в памяти собственные впечатления. )



Совесть зорко следит, чтобы мы жили ради хорошего мнения других о нас. Или ради хорошего мнения нас о самих себе. Впрочем, это одно и то же.

Ну, это, возможно, и не всегда одно и то же. Ведь в первом случае слежкой занимается авторитарная совесть, основанная на страхе. А во втором - на передний план выходит совесть гуманистическая (не зависящая от мнения других), если, конечно, речь идёт о вполне конкретном аспекте собственного Я – истинном Я, душе, а не об идеализированном образе самого себя, ложном Я. Причём внешняя мораль и внутренняя нравственность (как и обе совести) присутствуют в сознании человека одновременно, но мы не всегда их различаем.



Темперамент - это унаследованные качества. Различия в темпераменте не несут этического значения.

Да, темперамент, в отличие от характера, изменить нельзя, это врождённое качество. А этическая составляющая, конечно, генами не закладывается.



Фромм выделяет четыре основных негативных типа характеров - рецептивный, эксплуататорский, накопительский и, недавно появившийся, рыночный. Я не смог четко определить счастливым обладателям которого из них являюсь. Но больше всё-таки последние два. В противовес им Фромм представляет продуктивный характер.

При этом Фромм подчёркивает, что характер никогда не представляет собой какой-то один тип в чистом виде. Мы всегда имеем дело со смешением разных ориентаций. И если доминирует продуктивная ориентация характера, то даже негативные черты меняют своё качество, проявляя положительные стороны.



призывая читателей преследовать свои интересы, Фромм неминуемо вызывает обвинения в потакательстве эгоизму. Уже само название книги больше подошло бы какому-нибудь пособию для начинающего гедониста

Подобная путаница понятий может возникать при неразвитой способности к распознаванию и различению противоположных аспектов своего Я: истинное Я и ложное Я. Например, в такой ловушке оказался упоминаемый Фроммом ибсеновский Пер Гюнт, перепутавший подлинное изображение с его негативной плёнкой, то есть себя настоящего со своим идеальным образом. И в результате герой оказался виновным (прежде всего, перед самим собой) в непрожитой жизни, в нереализованном потенциале, в несвершении, иначе говоря – в отсутствии продуктивности. В самом же названии книги "Человек для себя" имеется в виду, конечно, истинное Я, душа, а не раздутое эго, от которого, кстати, и происходит слово "эгоизм".


Ну, это, возможно, и не всегда одно и то же.

конечно. Но у подавляющего большинства людей (включая твоего покорного слугу) совесть всё-таки авторитарная.



что характер никогда не представляет собой какой-то один тип в чистом виде.

как, наверное, и темперамент.



И если доминирует продуктивная ориентация характера, то даже негативные черты меняют своё качество, проявляя положительные стороны.

Да, это особенно интересно.



Например, в такой ловушке оказался упоминаемый Фроммом ибсеновский Пер Гюнт

Мне нравится, что Фромм приводит примеры из классической литературы. Было бы интересно почитать здесь его рецензии :)
Спасибо, Людмила за комментарий. И за совет!
Я, конечно, долго читал, и особенно долго писал. Но, главное, что реализовал свой потенциал в обоих процессах.


у подавляющего большинства людей (включая твоего покорного слугу) совесть всё-таки авторитарная.

На мой взгляд, проблема заключается в том, что многие люди осознают только свою авторитарную (антигуманную) совесть, думая, что лишь она в них и есть. Возможно, именно поэтому большинство из нас – в той или иной степени невротики. Наверное, важно учиться понимать и познавать себя, так как гуманистическая совесть, как пишет Фромм, – «это голос нашего истинного Я, призывающий нас вернуться к себе, жить продуктивно, развиваться полностью и гармонично – т.е. стать тем, чем мы потенциально являемся».



как, наверное, и темперамент.

Да, то же самое можно сказать и о темпераменте. Но характер, в отличие от темперамента, мы можем изменить, работая над собой, хоть это и достаточно сложно.



Мне нравится, что Фромм приводит примеры из классической литературы.

Мне тоже очень нравится, что и Фромм, и его соратница по психоанализу Карен Хорни используют для примеров классическую литературу.


Как-то никогда не задумывался, что Фромм в своих теоретических выкладках замыкается на библейские тексты. Помнишь, в "Ветхом завете"? "И создал Господь человека по образу и подобию своему".
Так вот, получается, что четыре типа характера, которые не айс, это бедолаги, соблазненные сатаной, а пятый - праведники, подобные богу.
Ну, в самом деле, какие там качества продуктивной личности Фромм перечисляет: независимый, честный, спокойный, любящий, творческий и совершающий социально-полезные поступки. Весь набор абсолютной безгрешности )
Нет Бога кроме творца и продуктивность - печать его!
Рон Хаббард основал свою церковь, а Фромм - молодец, не стал "ловцом человеков", убегающих от свободы )


Забавно :)
Всё-таки независимость не совсем религиозная черта, скореее даже наоборот. Да, Фромм - молодец. Быть богом не стремился, держался в рамках науки.
Вообще, я надеюсь, не будет святотатством предположить, что Бог не совсем реализовал свой потенциал. Или не на всех. Иногда смотришь на человека (можно и в зеркало) и думаешь - "и вот это по образу и подобию?"


Ну, независимость - понятие виртуальное, потому что её как таковой не существует в принципе. Человек по-любому зависим от того или иного фактора, осознает он то или не осознает. Например, если взять нынешние российские реалии, "пламенный борец" с режимом а ля-Навальный - независим от поддерживаемого государством общественного мнения, но крайне зависим от мнений, господствующих в его тусовке. И так во всем.
Независимость же в религиозной трактовке - твердость в вере, и не соблазнение еретическими учениями )


И так во всем.

Да, нет предела словесной эквилибристике. :)



Независимость же в религиозной трактовке - твердость в вере, и не соблазнение еретическими учениями )

Твердость в вере может быть независимостью, а может - косностью, интеллектуальной ленью и пр. :)
Как посмотреть...
Всё-таки вера и независимость не идут вместе. Независимость - это выбор человека, рациональность. А вера - иррациональность...


Нет, Женя. Это с чисто атеистического бугра такое видение, а с мировоззренческого холма - вера - это прежде всего философия. И в этом качестве она более чем рациональна )


Хм. Да, действительно. Даже наука - теология, есть.
Значит рациональна.
Мне из-за атеистического бугра по другому казалось


"А потому мерилом свободы (а значит и счастья) Фромм считает нашу продуктивность".
А если человек совсем-совсем не способен к творчеству? Обречён на несчастье?

Кстати, о счастье. Фромм полагает, конечно, что цель жизни человека - достижение счастья?


А если человек совсем-совсем не способен к творчеству? Обречён на несчастье?

нет. Творчество здесь ни при чем. Оно - лишь один из способов быть продуктивным. Можно быть продуктивным и растя детей, и занимаясь спортом, и общаясь с разными людьми, и находясь под влиянием творчества других. И многое другое. Всё, что позволяет Вам чувствовать рост и развитие (духовные, физические, интеллектуальные), всё, что позволяет Вам чувствовать, что Вы реализуете заложенные в Вас возможности и способности



Кстати, о счастье. Фромм полагает, конечно, что цель жизни человека - достижение счастья?

по-моему, да. Косвенно. Путем той самой реализации
картинка Zhenya_1981


Анатомию человеческой деструктивности я прочитал несколько десятилетий назад. Она и сегодня стоит у меня на почётной полке вместе с книгами, которые я люблю.
Однако стоит она там всего лишь как памятник. Ни под какой под пыткой сегодня палач не сможет вырвать у меня какую-либо информацию о её содержании :)

Вот честно -- ерунда это. Классификации -- любимое развлечение философа. Ставлю рубль, что лет через 20-30 вы не сможете перечислить четыре типа характера по Фромму :)


Я и сейчас уже не могу перечислить. :)
Я тоже не любитель классификаций.
Но книга не об этом, а том, как развивать хорошие качества. Как не сдаваться террору совести. Как слышать себя.
Если бы у меня была почетная полка, я бы обязательно поставил туда эту книгу.
Ну и, разумеется, если бы у меня была эта книга :)


Ах! Как приятно слышать такие слова об этой замечательной книге! Рада, что мой совет, оставленный на десерт, так пришёлся тебе по вкусу.)


Фром-фрум-хрум-хрум
Не мое, но уважуха