Больше рецензий

MagicTouch

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

13 июня 2022 г. 14:10

117

4.5 Учителя тоже учатся.

По киноповести Михаила Григорьевича Львовского «Это мы не проходили» в 1975 году режиссёром Ильёй Абрамовичем Фрэзом был поставлен одноимённый фильм.
Фильм я, безусловно, смотрел, но не помню его совершенно.
Тем интереснее было читать книгу.
В повести рассказывается о студентах-практикантах педагогического института, группа которых приехала работать в общеобразовательную школу. Ребята это, в целом, неплохие, работу свою любят и относятся к ней добросовестно. Школьники в середине 1970-х тоже были гораздо более серьёзными, чем теперь, поэтому каких-то ужасных конфликтов мы здесь не видим. Хотя несколько эпизодов показались мне довольно острыми и задели за живое. Особенно запомнился момент, где озлобленная девочка подговорила весь класс навредить молодой учительнице-практикантке. Поразило то, что большинство коллектива поддалось её уговорам и действительно устроило своей наставнице нечто не вполне приятное. Мне и самому приходилось встречать подобное, но каждый раз такие поступки оставляют какой-то рубец на сердце. Тяжело такое видеть.
Очень порадовал своей взрослостью восьмиклассник Митя Красиков, который всерьёз помог своей тяжело больной однокласснице Миле Ходзицкой. Нынешним старшеклассникам свойствен инфантилизм. Мысли и поступки у них подчас такие, которые впору дошколятам. Тем приятнее встретить школьника, который умеет размышлять, принимать в результате этих размышлений ВЕРНЫЕ решения, а затем воплощает их в жизнь.
Здесь и в ребятах и в учителях есть много настоящего, честного, зрелого. Они живут и мыслят ВСЕРЬЁЗ.
Учителя работают не для того, чтобы «дать процент успеваемости» или получить очередную грамоту за участие в сто первом никому не нужном конкурсе, а для того, чтобы учить и ВОСПИТЫВАТЬ школьников. И многое у этих учителей и школьников получается совсем неплохо.
По этой книге видишь, что СОВЕТСКИЕ педагоги и СОВЕТСКАЯ система преподавания были куда более человечны и плодотворны, чем нынешние их аналоги.
Но видишь и много минусов, бывших уже в те дни: студенты учатся на педагогов, а одеваются и ведут себя подчас очень вульгарно. Это отмечено самим автором уже на первой странице повести, и это оставляет неприятный осадок.
Конечно, в сравнение с СОВРЕМЕННОЙ школой, ТАКИЕ учителя и ТАКИЕ уроки – это просто рай земной. Но, в то же время, мы можем видеть, что ТВЁРДОГО понимания, КОГО мы растим, КОГО воспитываем и ЗАЧЕМ мы это делаем, у этих учителей нет. Во всяком случае, из текста повести мы не можем вынести впечатления о том, что этим педгогам присущ какой-то определённый, внятный, чёткий нравственный идеал. Наоборот, мы видим, как сквозь образ учителя проглядывает частенько «мурло мещанина».
Моим идеалом учителя является какой-нибудь мастер Шаолиньского монастыря. Вот он ТОЧНО знает, ЧТО делает. Там всё всерьёз. Может, поэтому и результаты там даже дети 5-6-летнего возраста показывают высокие. А в повести мы видим благородных часто людей, которые в целом всё же не производят впечатления людей ЗНАЮЩИХ, КАК надо жить и КАК надо воспитывать.
Книга интересная и поучительная.
Конечно, лучше её читать в юношеском возрасте, когда у человека складываются нравственные идеалы. «Юноше обдумывающему житьё, думающему делать жизнь с кого», эта повесть может кое-чем помочь.