Больше рецензий

bastanall

Эксперт

Литературный диктатор

11 июня 2022 г. 23:58

149

4 Сказка о принцессе, сбежавшей из тюрьмы

Давным-давно, уж больше пятидесяти лет с тех пор минуло, жила на свете милая принцесса по имени Анна. Однажды её посадили в тюрьму, но она безрассудно сбежала, и это история о её приключениях после побега. И она становится только пикантнее от того, что это реальная история из жизни Альбертины Сарразен, записанная ею незадолго до смерти.
За стенами своей тюрьмы Принцесса почти сразу встретила Принца. Его звали Жюльен. Хоть он и оказался вором, но — Прекрасным Принцем-вором (ах, он украл её сердечко). Он заботился о ней как добрый самаритянин, как преданный возлюбленный, как старший брат, как любящий отец, как благородный жених. Я бы тоже не отказалась от такого принца (особенно профессионала в своём деле), сказочно заботливого и нежного — мечта любой девушки. Как же здорово, что счастливый случай свёл Принцессу с Принцем и связал их судьбы! (Ну подумаешь, ради этого пришлось сломать ногу героине, с этими женщинами всегда так! Ну и подумаешь, что у него были ещё какие-то бабы, с каким принцем такого не бывало?)
Жюльен действительно спас нашу Принцессу. Хотя и нельзя отрицать, как тяжело давалась новая жизнь беглянке. Страх за ногу (отнимут, не отнимут?) порой даже перевешивал страх быть пойманной (найдут, не найдут?), но и то, и другое перекрывалось тем, как ей отравляло жизнь томительное ожидание. Ожидание подвижности, ожидание встреч, ожидание каких-нибудь событий, вечное ожидание Жюльена. Она даже планировала новый побег из этой новой странной тюрьмы! Но что с этим поделаешь? Жизнь продолжала идти своим чередом. Даже злодеи и злодейки попадались какие-то мелкие, маслянистые, если вы понимаете, о чём я, незначительные. Проходились на цыпочках по горизонту и тут же исчезали, оставив после себя только печальное неблагозвучие, грубый диссонанс в душе Анны.

У истории Анны есть и другие сюжетные элементы счастливой сказки. Итак, однажды Прекрасная Принцесса совершает опрометчивый выбор (и сбегает из тюрьмы). Прекрасный Принц спасает её, но героиня всё-таки получает своё наказание и должна терпеливо сносить его последствия (ломает ногу и должна отсиживаться со сломанной ногой у незнакомых людей, а потом ещё долго хромать). Между Принцессой и Принцем загораются чувства (более плотские, чем положено в сказках, но кто знает, например, чем Другой Принц занимался со Спящей Красавицей? Вот то-то и оно, хотя Анна, между прочим, никогда не спала). Чувства сложные, противоречивые, слишком реальные для сказки, но за ними так удивительно приятно наблюдать, — всё-таки сложно избавиться от иллюзии, что всё это сказка. А ещё, как в любой приличной сказке, должна быть Злодейка — сильнее/красивее/богаче (нужное подчеркнуть), чем Принцесса (правда, в истории Анны преимущество было в том, что Злодейка вела законопослушный образ жизни). Само существование антагониста стало испытанием для героини, но искренние чувства победили всё. Во всяком случае, мы можем предположить, что после конца истории героиню ждал счастливый конец (брак с Принцем), — и всё благодаря искренности юной девушки.
А сломанная нога — это как Проклятие (ведьмы или злого рока, не важно), без него ни одна приличная принцесса ещё не обретала своего счастья (нет, ну серьёзно, как иначе обратить на себя внимание приличного принца?). И, соответственно, врачей, спасших героине ногу, можно назвать Волшебниками, снявшими с Принцессы проклятие. (Впрочем, это была суровая реальность, поэтому героине то давали надежду, то отнимали, и пришлось изрядно помучиться, пока всё не устаканилось).

Если уж говорить о жанрах, то это не сказка об освобождении (пусть даже страшная, где Прекрасная Принцесса всматривается в каждую тень и вздрагивает от каждого шороха), а сказка о бегстве — от гнусной жизни, унылого прошлого, тюремной неволи и от ответственности, конечно, тоже. Общество пыталось воспитать из аморального ребёнка зрелого взрослого, но потерпело неудачу — её это не интересовало. А в прошлом у героини не осталось ничего кроме светлых отношений с Роландой — её девушкой (и имя-то какое — сказочно-героическое), настолько любимой и дорогой, что даже после встречи с Жюльеном она не стала бывшей (во всяком случае, не сразу). Когда Роланда, отбыв свой срок, вышла из тюрьмы, у Анны не осталось ни единой причины оставаться в заключении — и она ушла. Эту свободолюбивую птицу манило обещание встречи с любимой и предчувствие счастья. Она бежала как «ради», так и «прочь от» чего-то.
В итоге бегство оказалось каким-то странным, когда бежишь-бежишь, но днями и месяцами остаёшься на одном и том же месте, и уже матрас продавлен от постоянного лежания, а пальчики на сломанной ноге как будто омертвели. Был ли это затяжной страшный сон?.. Белоснежка, сбежавшая от Злой Королевы-мачехи, и та была свободнее, живя в бегах, — у неё все конечности были целыми. А когда с ногой стало лучше, акценты сместились: во-первых, конечно, страшно, ведь могут словить в любой момент, а во-вторых, страшно бесит, ведь даже с целой, но хромой ногой трудно жить полноценно. Анна уже могла перемещаться — как птица с перебитым крылом, неловко прыгающая с ветки на ветку, пока не грохнется оземь, — но раздражающее ожидание никуда не исчезло.

Хотя я и осознаю, что Анна на самом деле не принцесса (но она же такая крошечная, хрупкая, ранимая, если что и делает её образ тяжёлым — то это броня одиночества), но даже если так, тюрьма для неё была волшебным замком. Она росла в изоляции от реальной жизни, узнавая о ней из книг. До тюрьмы она была свободным ребёнком, но после ареста наступило суровое взросление: появились высокие стены, решётки на окнах и десятки правил, которые ограничили её жизнь. И она привыкла к этому, отвыкнув не только от свободы воли, но и от обычного человеческого общения, от доброты и здоровых отношений, от простых событий вроде праздничного стола на Пасху, визита в больницу или поездки к океану. На всё это в своей беглой жизни она смотрела глазами человека, который забыл, как прекрасна жизнь, — подобно Рапунцель или, быть может, в какой-то мере Золушке, когда у той появилась новая мачеха, две сводные сестры и тонна работы по дому. Да, эта жизнь была прекрасна. И этот взгляд человека творческого, но насильно лишённого свободы и возможности к самовыражению, а потому выращенного в бесплотных поэтичных мечтах, — он особенно трогает.
Я всю книгу была увлечена Анной, и, думаю, эта метафора с Принцессой — мой ей подарок, отрицающий реальность в той же мере, в какой сама Анна стремилась сбежать от своей жизни. Она была слишком взрослой, чтобы увлекаться сказками, но я всю книгу не могла отделаться от желания переместиться сквозь пространство и время к маленькой Анне, обнять её за плечи и почитать на ночь историю со счастливым концом.

История «Астрагаль» хотя и закончилась «падением протагониста» (иначе говоря поражением Принцессы), на самом деле оставила стойкое ощущение, что уж теперь-то с Анной всё будет хорошо. К этому всё шло: нога срасталась, мелкие неприятности исчезали с горизонта, и вместе с подвижностью Анна входила во вкус жизни, отстаивая своё право на счастье и выдерживая все испытания. Медленно вчитываясь в строки её юности, как-то не сразу замечаешь, что героиня в конце сильно отличается от себя в начале. Анна изменилась, она действительно повзрослела (хотя и не так, как хотело бы общество), поэтому так называемое поражение в финале уже не могло сломить её дух.
А чтобы увериться в этом окончательно, надо знать, что случилось с Альбертиной-Анной потом: она вышла замуж за Жюльена, взяв его фамилию Сарразен, и жили они недолго, но счастливо.

Так в чём мораль сказки? Ради чего в итоге была написана эта книга? Думаю, ради того самого предчувствия счастья: оно стало для Анны весомой причиной сбежать из тюрьмы и оно же стало финальным аккордом всей книги. Она не говорит прямо, но мне хочется верить, что мораль истории именно в этом: «делайте всё ради своего счастья». Даже если это причинит боль, даже если опасно (воу-воу, я не предлагаю всем сбегать из тюрьмы, если что), даже если это слишком похоже на поражение, а впереди осталось не так много времени. Просто берите и делайте.

Долгая прогулка, основное задание июня