Больше рецензий

11 июня 2022 г. 22:19

57

3 А в чем гамбит?

Юн Ха Ли - американская писательница с корейским корнями, по образованию математик (степень магистра в Стэнфордском университете). Да, Ли - женщина, несмотря на то, что считает себя мужчиной. И вот это очень сильно сказывается на всем цикле (для справки, на момент написания рецензии я на середине книги "Стратагема ворона"). Поэтому дальше я буду писать о ней в том роде, с которым она родилась, реальность есть реальность, Стрегобор.

Хороший учёный не значит хороший рассказчик. В ситуации с "Гамбитом" эта мысль тоже применима. У меня за последние пару лет выработалась привычка смотреть на любую историю не только с точки зрения сторителлинга, но и, как и как ни странно, с позиций гейм-дизайна. А уж если по сюжету Ли главный герой за время кадетства сам проходил практику разработки игр и подобная тема несколько раз всплывает в ходе рассказа, то мне кажется справедливым обратиться к теории геймдиза.
Итак, в гейм-дизайне есть такое понятие как кривая сложности.



Кривая сложности — это функция зависимости навыка игрока от времени в игре

В определенной мере это относится к книгам в жанрах сайфай и фэнтези, где фигурируют вымышленные вселенные с вымышленными же законами физики и логикой, в полной мере доступной (на момент знакомства читателя с первой книгой цикла) только автору. Поэтому очень важно следить за тем, насколько много новой и контринтуитивной информации ты даешь человеку, взявшему в свои руки твою книгу впервые. Сам по себе повышенный порог входа в историю с обилием терминологии (при условии, что вся она будет иметь важное для сюжета значение) не является чем-то плохим. В играх по части механик схожий пример есть в Соулсборнах Миядзаки (Dark Souls, Demon Souls, Blood Born). Сначала такой подход может пугать или вызывать раздражение. У меня, к примеру, раздражение точно сохранялось всю первую четверть "Гамбита".
Но, повторюсь, это не значит, что подход сам по себе плохой - Желязны использовал его часто и с большим успехом.
Вопрос же заключается именно в кривой сложности и консистентности повествования так же, как этот вопрос стоит при разработке геймплея. Если ты используешь сложный шаблон рассказа, то стоит его придерживаться и дальше, иначе читатель, настроившийся разматывать смысловые узлы при помощи контекста, заскучает, а сама история потеряет цельность. Именно такая проблема и возникает у "Гамбита" Ли. Как только вы пробьетесь через первые сто страниц пепломотов, сервиторов, пустомотов, формационных инстинктов, боевых формаций, пожирателей погоды, экзотического оружия, календарной механики, календарных мечей, ампутационных пушек, социальных иерархий, немёртвых личностей, сигнификатов, якорения вам быстро станет скучно, а в сюжете появятся малоинтересные повествующие герои. К заданным правилам вы привыкли. На этом моменте гейм-дизайнер дает вам время насладиться вашими силой и умом, а затем он усложняет правила, вводит новые механики, добавляет новое оружие или противников, меняет баланс. В общем, игра делает новый шаг по кривой сложности, стремясь удержать вас в потоке, сохранить ваш интерес. Обычно в сторителлинге похожую функцию выполняют раскрытие героев и конфликты, постепенное и регулярное повышение ставок, но в этой ситуации мы имеем и сложность повествования как художественную часть книги. И вот она со временем резко падает. За первую сотню страниц вас познакомили с большинством правил игры, дальше ваш аналитический навык уходит на отдых, а работать остаются только стандартные писательские приемы. Первая ступень отделилась.
Вторая ступень будет работать на другом типе топлива. С ним у открывающей трилогию книги проблем на первый взгляд не возникает, однако такой переход рушит целостность произведения.

Я долго думал над тем, почему всё так сложилось с писательской точки зрения. Каюсь, в голову приходили мысли, что Ли подобным образом пытается отвлечь внимание от логических дыр в повествовании, ведь сложно их заметить, когда и логику происходящего, и его механизмы ты еще не понимаешь в полной мере. Но так только кажется. Проблема у такого подхода в том, что долго его использовать получится только при неординарно богатом и сложном построении вымышленного мира, что дано не каждому талантливому писателю. Да и дорого это "в производстве". Причина же, как мне теперь кажется, проще: динамика сюжета. Ли пытается задать с самого старта высокий темп событий, не теряя времени на "проходные" сцены. Впрочем, в "Стратагеме" ей это уже удается с большим трудом.

В целом, это главная и самая яркая проблема книги - её начало и то, как оно вяжется с остальным сюжетом. Поэтому мне показалось правильным поговорить об этом подробнее. В остальном "Гамбит" читается достаточно бодро, атмосфера в книге очень интересная, мир яркий и аутентичный, его сложно спутать с другими работами того же жанра. Но Локус за "Лучший дебют"? Финал "Хьюго" и "Небьюлы" за "лучший нф роман"? В душе моей сомнения. Возможно, к тому моменты это и был один из самых ярких текстов, но его трудно назвать чем-то выше интересной фэнтези-космооперы.

Да, еще пара моментов. Вопреки тому, что Ли математик, она не грузит читателя объемными лекциями по вышмату. Что с одной стороны грустно (от математика хочется хардкора и упора в твердую нф по профилю), с другой стороны хорошо, т.к. хотя бы в этой части не завышает читателю порог входа

Второй пункт - будьте готовы к разным формам сексуальных перверсий в повествовании. Братья с братьями, тройнички, транслюди и т.д. В реальной жизни я приветствую любые формы удовольствия, которые не наносят вреда окружающим и себе. Но с книгами иначе, здесь каждый элемент должен работать на целостность задумки. Зачем нужна была история про Истрадеза, брата Микодеза, который раньше был сестрой, но поменял свой пол и устраивает оргии с роднёй? Что это дает истории? Возможно, эта тема очень чувствительна и важна для Ли исходя из её личного жизненного опыта, я это понимаю и не собираюсь шутить над этим. Но ответа на вопрос это не дает. И подобная история не единственная в книге. Впрочем, тем, кто любит слэш такие детали понравятся.

По итогу: не очаровывайтесь наградами и ознакомьтесь хотя бы с первыми главами, а затем решайте хотите ли вы читать "Гамбит девятихвостого лиса".