Больше рецензий

7 июня 2022 г. 20:11

884

5 Что делать? Читать!


В наше время существует множество жанров и направлений в литературе. При этом большинство произведений нельзя причислить к одному жанру. Литература всегда многогранна; в художественном произведении встречаются философские, психологические мотивы. Среди огромного разнообразия каждый может выбрать то, что придётся ему по душе. Кто-то любит детективные романы, кому-то больше нравятся антиутопии, кто-то предпочитает нехудожественную литературу.
Учитывая то количество разноплановой литературы, которая окружает нас сейчас, своим друзьям я бы порекомендовала роман «Что делать?» русского критика Никола Гавриловича Чернышевского, написанный в 1862-1863 годах. Этот роман стал революционным для своего времени, им зачитывались Карл Маркс и Владимир Ленин. Роман был настольной книгой для Владимира Маяковского и стал последним произведением, которое поэт перечитывал перед смертью. В то же время в Российской империи роман был пропущен цензурой, которая увидела в нём только любовную линию, и свободно печатался.
«Что делать?» можно назвать и философским романом, и социальной критикой, и даже политической фантастикой. В произведении Чернышевского поднимается множество философских и социально-значимых тем. Роман многослоен, и каждый слой стоит разбирать отдельно.
На поверхности романа лежит любовный треугольник между Верой Павловной, Дмитрием Лопуховым и Александром Кирсановым. Вера Павловна, будучи замужем за Дмитрием Сергеичем, взаимно влюбляется в лучшего друга мужа, Александра Матвеича Кирсанова. Перед влюблёнными встаёт нравственный выбор: быть вместе и тем самым причинить душевную боль мужу и другу или перестать видеться, оставшись несчастными.
Сюжет вмещает в себя несколько любовных драм: сватовство Веры Павловны, в девичестве Розальской, за Сторешникова против её воли, неудачная влюблённость Катерины Полозовой, чуть не закончившаяся для неё смертью. Автор показывает проблемность отношений, построенных на благодарности одного партнёра перед другим и чувстве долга. Такие отношения рано или поздно завершаются. Чернышевский демонстрирует это на таких парах, как Розальская и Лопухов, Кирсанов и Крюкова.
Следующим слоем произведения является рефлексия Веры Павловны и её становление как личности. В процессе повествования она из юной девушки, зависящей от властной матери, превращается в прекрасную женщину, имеющую личное дело и собственные взгляды на жизнь. Протестующая против навязанного замужества девушка высказывает свои феминистические взгляды на мир: она хочет ни от кого зависеть и обеспечивать себя сама. Идеи феминизма были тогда новы в русском обществе, только недавно отошедшем от крепостничества.
Одной из главных тем, поднимаемых в произведении, является «теория разумного эгоизма», которую предлагает Рахметов. «Ригорист», «Никитушка Ломов», как его ласково прозвали товарищи, представляет собой истинный образец «нового человека». Рахметов – нигилист, ведёт аскетичный образ жизни, никогда не ставит себя на первое место и при этом называется совершенным эгоистом. Объясняет он свою позицию так: человек, делающий что-либо для других, делает это в первую очередь для себя, для удовлетворения внутренних потребностей в защите слабого, в идеальном мире. Он старается выжать из всего только главное: «По каждому предмету капитальных сочинений очень немного; во всех остальных только повторяется, разжижается, портится то, что все гораздо полнее и яснее заключено в этих немногих сочинениях. Надобно читать только их; всякое другое чтение — только напрасная трата времени».
Николай Чернышевский, как автор-рассказчик, с восхищением отзывается о своём герое, выделяя его в отдельную породу людей, которых со временем станет всё больше, и именно они будут теми людьми, которые будут толкать общество к прогрессивным взглядам.
Ближе к развязке романа раскрывается идеологическая составляющая произведения. Вера Павловна Кирсанова открывает свою швейную мастерскую и устраивает для всех мастериц большую коммуну. Девушки, которые раньше были обречены работать по «жёлтым» билетам, теперь живут сообща в просторной квартире, организовывают общий быт и делят обязанности по дому. Во фрагменте описания уклада жизни швей роман раскрывается как политическая утопия, автор показывает революционную для того времени идею коммунизма.
«Что делать?» является моим любимым произведением. Этот роман-утопия приглянулся мне тем, что в нём открыто демонстрируются идеи, опережающее своё время. Я разделяю точку зрения Веры Павловны о феминизме: эти взгляды являются актуальными и до сих пор, спустя полтора века.
Я хочу порекомендовать это произведение своим друзьям и знакомым, так как считаю, что в этом романе каждый найдёт что-то своё. Кто-то увидит захватывающую историю любви, кто-то – становление молодой девушки, становление из гадкого утёнка в прекрасного лебедя, кто-то - символические образы, а кто-то - либеральные идеи и предсказывание нового общества. С Чернышевским хочется соглашаться, с ним хочется спорить, а его роман – обсуждать.
«Что делать?» является единственным художественным произведением автора: Николай Гаврилович не ставил перед собой цель написать интригующий сюжет, он решил рассказать историю жизни людей других взглядов. Не зря второе название романа – «Из рассказов о новых людях».